Апостол Павел

paul.jpg

Обращение апостола Павла. Гравюра

Задолго до предполагаемого рождения Иисуса Христа практически во всех религиозных учениях бытовала история о воплощении божества в человеческом теле, которое наведёт на планете порядок, раз люди сами не хотят. После смерти Христа история покатилась дальше – и неизвестно, как бы она повернулась, если бы не деятельность яркого проповедника – апостола Павла.

Гонитель христиан

Исследователи предполагают, что будущий проповедник появился на свет между 5 и 10 годом н. э. В Библии содержатся сведения о родном городе апостола – «Я иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском» (юго-восток современной Турции). Мальчика назвали Савлом (Шаулем) в честь царя Саула из колена Вениаминова, от которого вёл родословную его отец. Обладавший привилегиями гражданина Рима, Савл получил прекрасное по тем временам образование. Он почитал Тору, разбирался в фарисейской философии и талмудизме, учился у видного богослова. В Римской империи начала эры наблюдался идеологический кризис, ставший плодотворной почвой для множества сект. Одним из самых примечательных религиозных движений было недавно возникшее христианство – первые последователи на фоне веселившихся язычников выглядели угрюмыми фанатиками с апокалиптическими настроениями. Разумеется, знаток иудаизма не мог не обратить в итоге на них внимание.

Значительный период жизни Савл посвятил диспутам с христианами, являясь большим противником последних: «когда решался вопрос о смертной казни, я всегда подавал голос за казнь». Первосвященники по достоинству оценили ревнителя отеческой веры и с лучшими рекомендациями отправили его в Дамаск для дальнейших богоугодных дел. Но разобраться со столь ненавистными христианами Савл не успел – его мнение о новом течении поменялось кардинально…

Проповеди Павла

По пути в Дамаск с Савлом случилось экстраординарное событие. В Деяниях апостолов говорится, что его остановил свет с неба и голос, укоривший за гонения. Поражённые спутники отвели ослеплённого Савла в Дамаск, где он три дня пребывал в состоянии шока. Из ступора его вывел местный христианин Ананий – от простого прикосновения Савл прозрел. Бывший преследователь тут же крестился, вызвав тем самым праведный гнев иудейской диаспоры. Размеренной жизни фарисея Савла – отныне Павла – пришёл конец. Местная христианская община была наслышана о подвигах бывшего гонителя, поэтому с подозрением относилась к новому единомышленнику. Разумным выходом стало решение отправить Павла в миссионерское путешествие.

Проповедник посетил современные территории Кипра, Турции, Афин. Павел был «часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» и в своих посланиях охотно делился воспоминаниями об «опасностях» на реках, от разбойников, язычников и даже единоплеменников. Возмущение последних было понятным: для живших среди представителей другой веры иудеев следование Закону Моисея было едва ли смыслом существования. Появление бродячего проповедника – ещё и предателя с их точки зрения! – с рассказами о новом божестве и предложениями рывка в «светлое завтра» вызывало соответствующую реакцию: Павла в лучшем случае просто выгоняли из синагоги, в худшем – пытались забить камнями. С язычниками тоже случались курьёзы: то они пытались принести апостолам жертвы как богам, то боялись, что странники своими проповедями лишат их доходов от туризма – на храм Артемиды Эфесской приезжали посмотреть паломники со всего света, и доводы в пользу монотеизма могли их смутить. Павла это не смущало – его выручало римское гражданство, которое не позволяло властям отдать возмутителя спокойствия на растерзание соплеменникам, поэтому апостол мог упорствовать в своём рвении. Нервы иудейских судей сдали, когда апостол находился в Иерусалиме. Проповедника обвинили во всех грехах и взяли под стражу. Павел и тут воспользовался привилегиями римской государственности и потребовал суда у самого императора. И при Нероне был казнён.

Религиям априори присущ формализм, а иудейский закон со времён Моисея отличался массой ограничений и предписаний. Апостол Павел в этом плане пошёл против системы: раз Иисус сказал, что исполнять ветхозаветный закон следует во благо людей, значит не исполнять его, если это во благо людей, тоже можно. Именно римский фарисей по иронии судьбы своим красноречием сделал христианство общедоступным и массовым.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИР

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен