Испанское фламенко
Культурные особенности и национальные черты характера некоторых народов куда выразительнее можно описать без слов – например, при помощи танца. Достаточно хоть раз увидеть виртуозное исполнение гопака или кочари, чтобы с этим согласиться. Это относится и к испанскому фламенко – самостоятельному жанру искусства Пиренейского полуострова.
Формирование фламенко
Испанское фламенко сложно определить в чёткие рамки одного лишь танца: это и музыка, и пение, и костюм, и движения. Фламенко звучит в унисон с родиной: как испанская культура напоминает пёстрое одеяло, сотканное из лоскутов разных традиций, так и в национальный танец свою лепту внесли все народы, когда-либо обитавшие на территории провинции Андалусия. Задолго до нашей эры на южном побережье Испании процветало государство Тартесс. Ряд античных авторов отмечал на редкость сформированную музыкальную и танцевальную культуру его жителей. Далее будущая Андалусия подверглась влиянию финикийцев и греков, романизации, мусульманскому вторжению… Каждый народ оставлял потомкам в наследство свои традиционные особенности, формировавшие в том числе общую культуру, пласт за пластом. Танцы не были исключением. Самый яркий штрих фламенко добавили пришедшие на полуостров цыгане. Не исключено, что и название танца появилось благодаря вольному народу: лингвисты связывают слово «фламенко» с Фландрией, откуда пришли кочевники. По другой версии, «фламенко» имеет общие корни с латинским flamma – «огонь», что также характеризует танец.
Танец-импровизация
Фламенко – воплощение страсти. Первые мгновения танцоры неподвижны – они будто впитывают нарастающие звуки гитары, драматичное пение кантаора (исполнителя фламенко), при этом чётко хлопают – кастаньеты только для туристов, профессионалы задают ритм собственными ладонями. А дальше танцор срывается с места и начинает без слов рассказывать историю о многовековом притеснении – долгое время цыгане, «крёстные родители» фламенко, жили в Андалусии небольшими сообществами и периодически претерпевали гонения. Исполнитель движениями рук создаёт пластичные образы-волны, в то время как каблуки громко и сильно отстукивают чёткий ритм. Танцевать могут и двое – тогда история приобретает новые подробности. Фламенко – это сплошная импровизация, живой организм, который невозможно загнать в рамки одного стиля, поэтому условных разновидностей танца очень много.
Танцевальный костюм
Прообразом женского танцевального костюма для фламенко стали цыганские наряды. Приталенный стан, длинная широкая юбка, обилие оборок и воланов – игра с подолом такого платья является самостоятельным элементом танца. С этой же целью используется также испанская шаль, превращающая танцовщицу в экзотическую птицу с ярким оперением. Мужчины выступают в чёрных брюках с поясом и в белой рубашке с широкими рукавами, иногда её дополняют короткой жилеткой.
В XX веке испанское фламенко продолжило впитывать в себя элементы культур разных народов – к танцу добавились джазовые мотивы и кубинские ритмы, ещё раз подчеркнув его выразительность. Один из ярчайших символов Испании не только завораживает зрителей, но и вызывает интерес у хореографов всего мира, ведь фламенко, столь чуткий к любым нововведениям, сохраняет в себе лучшее из наследия прошлых веков.
Дом Испании в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Улица Мира – начало путешествия по просторам этнографического парка! Оригинальные фасады всех домов Улицы Мира созданы с учётом архитектурных традиций той или иной страны. Фасадная часть, интерьер внутреннего пространства – цветовая гамма, мебель, предметы интерьера – всё помогает окунуться в атмосферу удивительной незнакомой культуры, понять и прочувствовать неповторимость каждой страны. Здесь проводится множество интересных мастер-классов и экскурсий.
Посетите обзорную экскурсию по Улице Мира, чтобы познакомиться с каждым из представленных домов.
Статьи по теме