Русская Баба-яга

Персонаж неоднозначный и очень интересный. Все с младых ногтей усвоили, что Баба-яга обладает пугающим внешним видом – с непременными седыми клоками волос, бородавками и крючковатым носом, летает в ступе и всё время грозится кого-то съесть. Но если познакомиться со славянскими обрядами, обычаями и верованиями, то образ обитательницы избушки на курьих ножках становится гораздо глубже.


Русская Баба-яга

Кто такая Яга?

Об этимологии имени этой сказочной героини ведутся споры. Одни относят слово «яга» к сербскому «ужас», другие – к польскому «ведьма». В словаре Даля к слову «яга» даётся описание северной одежды мехом наружу. А в праславянских языках так называли змей – и не исключено, что её знаменитая костяная нога не что иное, как прообраз хвоста. В конце концов, на это указывает и её звание хозяйки леса.

Проводник в потусторонний мир

Всем известно, что Баба-яга обитает в гордом одиночестве в глухом дремучем лесу. Жильём ей служит избушка на курьих ножках. В славянском фольклоре она непременно умеет колдовать, владеет волшебными предметами, летает в ступе и скрывается от любопытных глаз за забором из человеческих костей. Она не носит платка и пояса, что для женщины тех времён – верх бесчинства. От одного описания внешности Бабы-яги становится жутко: «нос в потолок врос», «губы на притолоке висят», ещё и нога костяная. Неужели единственная функция этого персонажа в сказках – всех пугать и поедать?

На самом деле, русская Баба-яга – своеобразный проводник в иной мир. Она сама стоит на границе жизни и смерти – отсюда и её костяная нога, и в целом демонический облик. Паранормальные способности – летает, понимает язык животных, обладает исключительным нюхом – относят её к ведьмам, то есть «ведающим женщинам». Не исключено, что героиня русских сказок сама когда-то пересекла черту, после чего нет полноценного возврата в обычный мир. Баба-яга знает все премудрости того мира и может себе позволить оказывать помощь главным героям, чтобы те справились со всеми опасностями и прошли через все препятствия.

Обряды славян в сказках

Внимательные любители сказок отметят, что главный герой приступает к испытаниям только после того, как посетит дом Бабы-яги. Сначала ему суждено попариться в баньке, потрапезничать и непременно провести ночь в этом пугающем месте. Только тогда ему становятся подвластны любые Кикиморы, и никакие Кощеи Бессмертные не страшны. Ведь эти существа представляют собой нереальное пространство, потусторонний мир, где не действуют земные законы. А странные и обязательные обряды в избушке подготавливают несведущего. Чтобы покорить сущности за чертой, необходимо пройти своеобразную инициацию, то есть самому умереть, чтобы получить новую жизнь и новые способности.

Так, попытка приготовить Ивашечку в русской печи – это символический обряд перепекания. Его совершали над болезненными и недоношенными детьми самые старые женщины в семье – малыша привязывали к хлебной лопате и трижды засовывали в натопленную печь. Славяне считали, что таким образом человек обретал новую, уже здоровую, жизнь.

Баня – естественно, часть тематического ритуала. Обязательный обед в избушке на курьих ножках – поминальная трапеза. В некоторых версиях даже само жилище «пирогом подпёрто» – этакий западный пряничный домик. А курьи ножки – это высокие пни с корнями, на которые славяне ставили домовины.

Образ Бабы-яги

В сказаниях других народов также встречаются образы, родственные нашей русской Бабе-яге, костяногой героине. Немецкая Фрау Холле (Госпожа Метелица), шведская Лесная хозяйка и литовская богиня Рагана. Также мифологический персонаж вдохновлял поэтов, художников, писателей и режиссёров. Кто же не помнит великолепного Георгия Милляра в роли хозяйки леса в фильмах Александра Роу?

Интересно отношение Бабы-яги к гендерному вопросу: если герою требуется принять участие в определённых обрядах, то героине достаточно выполнить привычную женскую работу в избушке, чтобы стать сильнее и мудрее, унести с собой часть энергии и жизненного опыта Бабы-яги. Так и в жизни часто бывает – достаточно всё спокойно разложить по полочкам, чтобы найти гармонию. Стало быть, русская Баба-яга, которой нас пугали в детстве, не такой уж и отрицательный персонаж, раз помогает людям разобраться в себе?

Исследуя тему сказочных героинь, мы вспомним тех, кого знает каждый ребёнок, и поразмышляем о той роли, которую они играют в процессе воспитания и становления личности.

Парк «Волшебная страна» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Парк «Волшебная страна» в ЭТНОМИРеМечтали ли вы в детстве пройти дорогой из жёлтого кирпича? Если да, то в ЭТНОМИРе ваша мечта сбудется! Удивительный парк «Волшебная страна» воссоздаёт добрый, яркий и невероятно трогательный мир сказочного цикла Александра Волкова. Здесь вы встретите Мудрого Страшилу, Храброго Льва и Железного Дровосека, побываете в перевёрнутом домике Элли, поучаствуете в увлекательных квестах.

Посетите двухэтажный «Дом вверх дном» с уютным интерьером в стиле прованс и уникальным кабриолетом Lada Natasha, выезжающим из гаража вверх тормашками. Сделайте замечательные фотографии с героями сказки «Волшебник Изумрудного города» и другими сказочными персонажами.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен