Дайсэцу Тэйтаро Судзуки

Дайсэцу Тэйтаро Судзуки

Вопреки созданному им же самим имиджу, Дайсэцу Тэйтаро Судзуки был персоной западной формации. Философ и психолог, аналитик, публицист и исследователь, менталитет которого органично вписался в дзен-буддизм школы Риндзай, но сформировался всё же на базе классического образования в западном стиле, полученного им в Токийском императорском университете.

Буддизм, или Дхарма, понятие сложное, многоплановое, оставляющее простор для возникновения самых разных интерпретаций. Его можно передавать, можно проповедовать, а можно распространять. И, разумеется, изучать... Вот два последних действия и легли в основу жизненной, философской и психологической особенности Судзуки.

Для буддизма в такой работе польза в том, что появляются новые адепты. Оказалось, что людям Запада всегда не хватало его лаконичной простоты и сокровенной духовности. Для науки – в том, что культуры находят точки соприкосновения. А для простых людей – в том, что можно некоторые тексты Судзуки просто взять и почитать, уже в них самих много покоя и гармонии.

Каким буддистом он был?

Школа Риндзай

Школа интересна тем, что она изначально была более интеллектуальна, чем её альтернатива – школа Сото. В традиционные практики Риндзай входили коаны – интеллектуальные задачи. Они создавали парадоксальные ситуации, при их осмыслении адептами ровное течение мыслей останавливалось. Практика столь же опасная, сколь и эффективная. Направлена она на достижение сатори – проблеска чистого разума, чистого сознания, которое является частью феноменологической реальности.

Школа основана монахом Эйсаем-дзэндзи примерно в 1199 году и являлась японским вариантом китайской школы чань-буддизма Линьцзи-цзун. Соединяет три аспекта – медитации, коаны и боевые искусства, стоит на доктрине моментального, немедленного просветления и тесно связана с самурайским кодексом бусидо. Судзуки был мирским учеником этой школы при монастыре Камакуры.

Визитной карточкой школы является ирония к себе. Адепты не любят важности и стремятся к открытости.

Светское образование и деятельность учёного

В 1892 году Судзуки окончил филологический факультет Токийского университета. В период с 1909 по 1920 годы занимал пост преподавателя в Университете Гакусюин и Токийском императорском университете. С 1921 года по 1941 год преподавал в Университете Отани, там же получил звание профессора. Однако уже в этот период Судзуки активно работает на Западе. В 1936 году – занимается преподавательской деятельностью в Британии. Чуть позже направляется в США, а потом вновь в Европу. Он читает лекции о японской культуре и буддизме, работает в Колумбийском университете, затем – в Гарвардском, сотрудничает со многими другими научными учреждениями своего времени.

В 40-х годах круг научных интересов Судзуки расширяется психологией и психоанализом, в рамках традиций неофрейдизма и социальной психологии. Он знакомится и сотрудничает с Карен Хорни и Эрихом Фроммом. Научное партнёрство с Фроммом становится наиболее эффективным. Вместе с ним они организовали семинар по дзен-буддизму и психоанализу, а его результатом стала книга «Дзен-буддизм и психоанализ».

Дзен-буддизм, который раскрывает Судзуки западному миру, представляет собой синтез культурного и психологического наследия духовных традиций древней и современной Японии. Сам по себе Судзуки не был ортодоксальным буддистом. Он более психолог и философ. Впоследствии он даже вступил в теософское общество, где, по сути, буддисту делать нечего. Вполне возможно, что это отсутствие чёткой приверженности каноническому учению и делало его понятным представителям западной цивилизации. В любом случае он писал и говорил не совсем о буддизме, скорее, о своей собственной его интерпретации.

Он создал не просто моду на дзен в западном обществе, но стал одним из основоположников целого «поколения дзен» в литературной, музыкальной и духовной среде США и Европы.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен