Иван Константинович Айвазовский

Иван Константинович АйвазовскийИзвестный на весь мир российский художник Иван Константинович Айвазовский по национальности был армянином. Он родился в Феодосии, в 1817 году, и умер он тоже в Феодосии, выбрав в конце жизни родной город в качестве постоянного пристанища. Именитые современники смотрели на это как на чудачество, поскольку в их представлении знаменитому мастеру следовало бы стремиться в столицу, а не наоборот. Но Иван Константинович, а на армянский манер – Ованес Айвазян, был человеком внутренне независимым. Он выбирал то, что лучше, и так, как видел сам, а не как думают остальные.

Основоположник Киммерийской школы живописи

Окрестности Феодосии, да и весь Крым, на самом деле – рай для художников. Пейзажи полуострова создают такой неповторимый колорит, что кажется, будто рисовать и писать маслом сможет каждый. С Крымом связана даже отдельная школа живописи, которая получила название Киммерийской. Она начинается с работ Айвазовского, но продолжается в творчестве многих художников – Константина Богаевского, Максимилиана Волошина, Константина Арцеулова, который был внуком Ивана Айвазовского, и других.

Большую часть представителей этой школы объединяют общие черты, которые неразрывны с манерой работы родоначальника. Художники пишут не с натуры, а по памяти, а на природе создают только эскизы, схематические зарисовки, которые задают лишь общую концепцию будущего полотна. В картинах очень редко присутствует человек. Основное внимание уделяется природе. Результатом становится слияние фантазии художника, которая не выходит за рамки естественности и натуралистичности.

Трудно сказать, чего в работах Айвазовского больше – романтики или точности. Скорее всего, это синтез того и другого, да такой сильный, что изображение моря может стать символом даже сотворения мира, как на картине «Хаос» 1841 года.

Карьера живописца

«Хаос»

Творческий путь художника начался ещё до его зачисления в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга, даже не в гимназии, а ещё в ходе обучения в феодосийском уездном училище. Ещё будучи ребёнком будущий мастер обращал на себя внимание меценатов и чиновников, поэтому всё нужное для развития таланта получал в подарок. Да и за последующее обучение в Академии он тоже ничего не платил. Раз навлёк на себя гнев тем, что без разрешения учителей принял участие в выставке, но впоследствии был прощён. Учился и развивался всегда так, как будто высшие силы благотворно воздействовали на судьбу, а картины его всегда и всем нравились.

В жизни художника можно выделить несколько периодов, но только тонкие детали указывают на разницу в ранних и поздних произведениях. Айвазовский говорил о том, что одна из причин его плодовитости заключалась в стремлении постоянно совершенствовать своё мастерство. Он пишет картину, она вызывает восторженные отзывы зрителей, но он видит в ней изъяны, о которых никому не рассказывает. Следующая работа становится логическим продолжением начатого, в каком-то смысле является работой над прошлыми ошибками. Очень эффективный метод самосовершенствования – сделанное нужно проанализировать, увидеть недостатки, а потом породить новый замысел, который позволит сделать всё лучше, чем сделано раньше. В случае с Айвазовским это вылилось в невероятное для мастера живописи количество полотен – более 6000 картин, и интерес к ним не угасает.

Этапы творческого развития

К периодам жизни и творчества относятся:

  • обучение у Максима Воробьёва и Императорской академии;
  • большое путешествие по Европе, которое длилось с 1840 по 1844 год;
  • работа живописцем Главного морского штаба России, которая началась в 1844 году;
  • преподавательская деятельность в звании профессора Петербургской Академии художеств, которым художник стал в 1847 году;
  • длительная и плодотворная карьера, связанная с другими путешествиями, в том числе и в США;
  • феодосийский период, который начался в 1845 году.


Конечно, художник не жил в Феодосии безвыездно, но уже с момента получения разрешения Главного морского штаба продлить своё пребывание в этом городе начал строить дом, а потом обосновался в Феодосии окончательно. Он не только любил свою малую родину, но и активно участвовал в её развитии. В частности, инициировал строительство железной дороги, ведущей в Феодосию из Джанкоя, финансировал водоснабжение и строительство фонтана, потом создал фонд своих работ, которые не должны были покинуть город. Они разместились в выставочном зале, находящемся в том же доме, где он жил сам, а потом для них была построена большая галерея. Кроме этого, Иван Константинович Айвазовский активно занимался археологией и собирал различные древности. Для них был построен отдельный музей, который имел вид акрополя и располагался на горе Митридат. По совершенно непонятным причинам здание было взорвано отступающими частями РККА в 1941 году, экспонаты утеряны.


Картины И. К. Айвазовского

В настоящее время творческое наследие Айвазовского находится во множестве картинных галерей различных стран мира, провинциальных музеях и частных собраниях. Наиболее известные из них – Феодосийская и Третьяковская галереи, Русский государственный музей и Национальная галерея Армении.

Богатства Крыма

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Уникальная галерея «Путешествие по России», расположившаяся вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света», знакомит с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны - России. Все 85 субъектов федерации представлены информативно и красочно.

На информационном щите «Республика Крым» отображены далеко не все достопримечательности полуострова, природа Крыма богатейшая, история хранит немало крутых поворотов. Приезжайте в ЭТНОМИР гулять, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран!

Галерея Путешествие по России: Крым
ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен