Софья Ковалевская

Софья КовалевскаяОна была всесторонне развитой личностью, но более всего известна в качестве математика. Глубоко увлечённая этой наукой, Ковалевская совершала даже попытки найти математическое обоснование событий, происходящих в судьбе человека. Первая в России и Северной Европе женщина, ставшая профессором математики. Правда, с одной оговоркой. Учёные в России её толком не оценили, а в Европе до этого уже была женщина-профессор – Мария Аньези. В отличие от Ковалевской, она не преподавала, тогда как Софья Васильевна читала лекции в Швеции, использовав сначала немецкий, а потом и шведский язык.

Детство и юность

Девичья её фамилия – Корвин-Круковская. Родилась она в семье генерал-лейтенанта артиллерии Василия Васильевича Корвин-Круковского и Елизаветы Фёдоровны, которая происходила из рода Шубертов. Дед по материнской линии – известный топограф и математик, генерал от инфантерии, а прадед, Фёдор Иванович Шуберт, был не только топографом и математиком, но ещё и астрономом. Они представители немецкого дворянского рода, который сменил подданство ещё в XVIII веке. Среди предков Софьи Васильевны были австрийцы, русские, поляки, цыгане.

Всю жизнь ей везло на умных и учёных людей, которые становились покровителями или предлагали какое-то участие в решении острых вопросов. О том, что часть стены в детской комнате родительского дома была оклеена лекциями профессора Остроградского, знают все, кто хоть что-то читал о Ковалевской. Только нужно учитывать, что формулы дифференциальных вычислений в таком возрасте понять невозможно. Если они как-то поспособствовали последующему увлечению математикой, то лишь на уровне возникновения первичного интереса. То же самое можно сказать и о занятиях с домашним учителем И. И. Малевичем. По-настоящему талант будущего учёного развился в возрасте 16 лет, когда она обучалась у А. Н. Страннолюбского.

Дальнейшая судьба полна причуд и странностей. Примерно в тот же период совсем юная Софья влюбляется в Достоевского. Отношение к писателю в семье сложное. Сам же Фёдор Михайлович более настроен на установление близких отношений с её старшей сестрой Анной. Однако та отказывает Достоевскому. Первая влюблённость остаётся чисто платонической, а с её завершением появляются мысли о жизни и учёбе в Европе.

Обучение в Европе и начало научной работы

Вряд ли хоть какой-то европейский университет того времени просто так зачислил бы в студенты девушку. Нужно было очень постараться, чтобы убедить приёмную комиссию. Помогли несколько факторов. Прежде всего – замужество. Организуется фиктивный брак с В. О. Ковалевским, который впоследствии перерастёт в реальный. Без него разрешение на выезд из Российской империи в Европу девице было не получить.

Софья Ковалевская начинает обучение в Вене, потом – в наиболее либеральном Гейдельбергском университете, затем в Берлине, где работал преподавателем Карл Вейерштрасс. По правилам берлинских университетов, женщин не только не зачисляли в студенты, но даже не позволяли быть вольными слушателями на лекциях. Поэтому Вейерштрасс работал с Софьей лично. Сначала пытался давить своим ментальным превосходством, но постепенно забыл о нём, и ученица превратилась в полноправного исследователя.

Темы научных работ Ковалевской не совсем понятны современникам. Начнём с того, что все её достижения относятся к периоду, когда только формировался математический анализ. К примеру, дифференциальные уравнения частных производных, которые стали темой первой диссертации, до этого исследовались учёным О. Коши. Однако формулы Ковалевской вызвали восхищение сами по себе, в силу своей чёткости и строгости.


Здание математического института Стокгольмского университета, где в 1889 году кафедру математики получила Софья Ковалевская

Особые случаи

В исследованиях Софьи Ковалевской можно обнаружить её тягу к выявлению особых случаев. Она находила их достаточно часто. Впервые в ходе работы над уравнениями теплопроводности. Они же проявляются и в исследованиях вращения твёрдого тела. Они же становятся основой личной философии Ковалевской и ложатся в сюжет одного из литературных произведений. Оно написано ею по-шведски и представляет собой попытку осмысления жизненных событий так, как они происходили, и так, как могли бы происходить. Та же тенденция поиска особых случаев отразилась и в основной математической работе. Это интегрирование системы уравнений, которая имеет три определённых интеграла. Задача решается только тогда, когда проблема сводится к появлению случая, позволяющего использовать четвёртый интеграл.

В философии эта же тенденция вылилась в попытку построения теории, обосновывающей предопределённость всех поступков и мыслей людей. И вот возникает особый случай – после чего поведение и дальнейший жизненный путь зависит от принятого самим человеком решения, а его последствия практически не поддаются прогнозированию.

Эту теорию она пыталась аргументировать работами А. Пуанкаре о дифференциальных уравнениях. Явление протекает по кривой до места бифуркации, после чего направление кривой невозможно предвидеть.

Уход Софьи Ковалевской явился доказательством верности и этой гипотезы. В 1891 году она направлялась из Берлина в Стокгольм, но в Дании в этот момент началась эпидемия оспы. Было принято решение изменить маршрут, в результате чего она была вынуждена пересесть в открытую повозку. Других не оказалось. В дороге Ковалевская простудилась, получила воспаление лёгких и, оказавшись уже в Стокгольме, умерла от плеврита и паралича сердца. На момент смерти ей был всего 41 год.

Жизненный путь оказался выстроен необычным образом. Это научное признание, участие в событиях Парижской коммуны, даже работа искусствоведом в России, литературная деятельность. Можно было бы написать, что ещё и участие в движении эмансипации, но всё же фиктивный брак с Владимиром Онуфриевичем превратился в настоящий. Их дочь Софья Владимировна Ковалевская стала врачом и перевела на русский язык многие работы своей матери.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен