Советские игры

Эпохи приходят одна на смену другой, страны исчезают, времена меняются, а тяга к играм остаётся даже у взрослых. Цифровая революция на самом старте начала внедрять электронные игры в жизнь людей. У граждан Советского Союза тоже были свои электронные игры.


Советские игры
_

Электронные игры в СССР

В СССР с начала 70-х годов в производство были запущены радиолюбительские конструкторы, с возможностью сбора примитивнейших игр. Но изображение появлялось на экране телевизора, и, что самое огорчительное, устройство надо было сначала собрать. Тираж таких конструкторов был маленький, и широкого распространения они не получили.

Палестра-02

Через несколько лет в серию вышли телевизионные приставки. Первым эту дорожку освоило устройство «Палестра-02», но большую популярность и распространение получила приставка «Турнир». Это было небольшое устройство размером с книгу.

Оно подключалось к телевизору, а с помощью двух проводных пультов управления можно было играть в одну из следующих игр:

  • теннис;
  • сквош;
  • хоккей.

Также был предусмотрен режим одиночной игры, когда человек соревновался с микропроцессором.

По аналогии этим устройством в течение года поступили в продажу схожие приставки: «Видеоспорт», «Эврика», «Турнир» и пр. Стоимость этих приборов варьировалась от 150 рублей в начале выпуска до 96 рублей к концу 80-х.

Но гораздо большую популярность завоевали электронные игры мобильного формата. В 1984 году в СССР начали выпускать игры серии «Электроника».

«Ну, погоди!» и все, все, все…

Электроника 24-01

В 1982 году один из советских торговых представителей в Японии, возвращаясь домой, захватил популярную в Стране восходящего солнца игрушку – Nintendo EG-26 Egg. Эту модель, уже в Москве, увидели чиновники в министерствах. Так появилась идея сделать электронную игру для СССР.

В середине 1984 года вышла ограниченным тиражом первая партия таких игр под кодом «Электроника 24-01». Но это был 100 % клон японской продукции. Даже игровые персонажи были не Волк и Заяц, а семейная пара Микки и Минни Маус.

Однако такая популяризация западных мультяшных персонажей не вписывалась в рамки советской идеологии. Поэтому очень быстро была переработана ЖК-матрица и в продажу поступила первая электронная игра «Ну, погоди!».

Игра работала на микросхеме КБ1013ВК1-2. Сравнить её характеристики с современной электроникой не получится. Микросхема содержала в своём составе:

  • постоянную память;
  • оперативную память объёмом 65 полубайт(!);
  • тактовый генератор частот.

А также все другие компоненты, необходимые для функционирования прибора.

Стоила эта игрушка 23-25 рублей. В течение года она завоевала такую популярность в СССР, что к её выпуску подключились более дюжины предприятий, занимавшихся выпуском электронной продукции. На двух из них – ПО «Протон» и завод «Ангстрем» – часть продукции производилась для поставки заграницу, в страны СЭВ.

Советские игры: развитие и модернизация

Электроника ИМ 27

Принцип игры был прост. В центре находился Волк с корзинкой, а по четырём углам экрана располагались курицы, несущие яйца. Задача волка – поймать все яйца в корзину.

По ходу игры скорость скатывания яиц возрастала. Допускалось от трёх до шести ошибок. За одно пойманное яйцо присуждался 1 балл. Штрафные балы обнулялись после 200, 500 и 1000 набранных яиц.

В течение следующих шести лет на данной платформе было модернизировано и выпущено около 30 игр, работающих по аналогичной схеме: «Хоккей», «Рыболов», «Тайна океанов», «Космический мост» и другие электронные советские игры.

Среди них выделялись:

  • «Электроника ИМ 01» – шахматный компьютер;
  • «Электроника ИМ 12» – в ней менялись картриджи с играми;
  • «Электроника ИМ 26» – в комплекте шло пять сменных экранов, для соответствующих игр;
  • «Электроника ИМ 29» – усовершенствованный шахматный компьютер;
  • «Электроника ИМ 27» – корпус этой модели был в виде бинокля, а кнопки управления находились сверху.

Альтаир ДБГБ-06ИНо на этой же микросхеме выпускались и очень «свежие» игрушки. Например, «Электроника ИМ 11». Это был программируемый вездеход, который мог запоминать до 55 команд и двигаться согласно заложенной в память инструкции.

Уникальные электронные игры в СССР

После Чернобыльской катастрофы на АЭС в советском обществе прочно утвердилась тема радиации, её контроля и обнаружения. Видимо, эта установка послужила толчком к выпуску модели «Альтаир ДБГБ-06И». Её выпускал завод «Протон», в самом начале 90-х годов. Официально она называлась: «Дозиметр бытовой». Но в неё была интегрирована электронная игра «Футбол».

По тем временам сочетание слов «дозиметр» и «игра» звучало вообще футуристическим эхом Чернобыльского взрыва. Тем не менее такие игрушки для детей выпускала советская промышленность на закате своего существования.

Музей СССР в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Музей СССР в ЭТНОМИРе

Музей СССР – уникальное место, где каждый совершает путешествие в ещё недалёкие, но стремительно забываемые 60-е, 70-е и 80-е годы ХХ века. С помощью выставленных экспонатов можно легко понять, чем жила огромная многонациональная страна, носившая гордое название «Союз Советских Социалистических Республик». Наш музей – место, где оживают воспоминания людей, чьё детство и юность прошли в стране Советов, и место, где юные посетители могут увидеть относительно недавнее прошлое великой страны.

В экспозиции Музея СССР 3 зала:

  • Квартира с мебелью конца 50-х – начала 60-х годов.
  • Школа – воссозданный учебный класс времён СССР.
  • Пионерский уголок со знаменитыми атрибутами эпохи.
ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен