Жизнь Льва Толстого

Лев Толстой

Мы привыкли воспринимать Льва Николаевича Толстого в качестве классика, основоположника, мудреца, официально признанного и всеми уважаемого. Этот образ сформировался в нашем сознании ещё в школьные годы. Его трагедия и вместе с тем счастье – в том, что он никак в обычный мир не вписывался, у него была своя реальность, отличная от общепринятых стандартов и правил.

Начнём с того, что Лев Николаевич из плеяды тех гениев, которые органически не могут чему-то учиться по общепринятым стандартам. В детстве его образование было домашним, сначала с ним занимался добрый немец Ресельман, а затем француз Сен-Тома. Высшее образование он начинает получать в Императорском Казанском университете. Планируется изучение арабско-турецкой словесности, однако экзамены по итогам первого курса сдать не получается, и Толстой переводится на юридический. Правда, сам его и бросает. Из всех заданий его заинтересовало одно, а оно было связано с необходимостью прочитать большое количество книг. Это занятие так увлекло Толстого, что он в университет более никогда и не возвращался. Сначала приболел, а потом и Ясная Поляна досталась по наследству. Образование помещику не так уж и нужно...

У истоков самопознания

Началась литературная деятельность в жизни Льва Толстого с эпистолярного жанра. В марте 1847 года он начал вести дневник, который был посвящён в основном вопросам самосовершенствования. Искренность намерений отражает то, что удалось осуществить на практике не более 25 % из того, что было задумано. Да и то... Нужно понимать, что оценка успешности проводится Толстым на базе собственных критериев. И в ранний период своей жизни, и в период успешной литературной деятельности, и в период «Исповеди» он не вписывается в обычный мир, не может его понять полностью, принять, осознать так, как это делают другие люди. Однако повезло родиться графом – были экономические предпосылки для того, чтобы строить свой мир, где можно жить по своим правилам.

Что до других людей, то так повезло не всем. Уже от этого Толстой не может почувствовать гармонию. О чём думает обычный помещик? О делах пустяковых, о том, чем себя занять и развлечь, да опрашивает приказчика на предмет того, хорошо ли работали крестьяне. Толстой же испытывает угрызения совести. Он будто бы виноват перед ними, что и в голову другим дворянам не пришло бы. Даже самые ярые вольнодумцы видели в свободе что-то ещё, но не муки совести и терзания себя. В итоге в Ясной Поляне открывается благотворительная школа. А сам он уезжает в Москву, где будто бы готовится к новому заходу на получение высшего образования. Не нужно думать, что его неумение чувствовать мир вокруг – это отторжение от людей или конфликт со своим сословием. К светской жизни он тянется, посещает собрания, балы, увлекается картами. Правда, в картах у него тоже ничего не получается – слишком азартный, проигрывает много.

Экзамены на кандидата права он так и не сдал, потому оставил кутежи Москвы и Санкт-Петербурга и уехал в Ясную. Скучать же в деревне не стал, увлёкся музыкой, свёл дружбу с музыкантами, одного поселил в Ясной и даже написал вальс, но не сам лично, а в соавторстве с Зыбиным. Это единственное его музыкальное произведение можно услышать в фильме «Отец Сергий», снятом по одноимённой повести.

Путь в литературу

Групповой портрет авторов «Современника». Слева направо: И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Д. В. Григорович, А. В. Дружинин, А. Н. Островский. Фото С. Л. Левицкого. 1856 г.

Когда он начал писать «Детство», то уже был весь в долгах – кутежи и карточные игры давали о себе знать. Писатель, дабы уменьшить расходы, спешно уезжает на Кавказ. В 1851 году сдаёт экзамен, становится юнкером и начинает военную карьеру. Как мы знаем, она тоже не принесла ему никаких высоких чинов. Он уже командовал батареей, прославился в войсках своей храбростью, но всё испортили сочинённые им сатирические песни, в которых высмеивались неудачи некоторых баталий с участием известных генералов.

В этот же период жизни Льва Толстого к нему приходит литературная известность, он замечен императором, печатается в журнале «Современник». Военную службу же оставляет в звании поручика.

Толстой хорошо ладит с литературной средой, подружился с известными писателями Н. А. Некрасовым, И. С. Гончаровым, И. И. Панаевым, но не уживается с близкими. В конце концов, внутренний конфликт и разлад со многими представителями света приводят к депрессии. Толстой поступает так, как и положено дворянину того времени – уезжает в 1857 году в Европу. Он объездил практически все страны, но и там не нашёл желаемого удовлетворения.

Внутренний мир Толстого в тот момент находится в одном из наиболее сложных состояний. Он ищет выход и пытается заниматься социальной деятельностью, всерьёз поднимает вопрос о народном образовании. Тогда же у него возникает ещё и роман с простой крестьянкой Аксиньей Базыкиной. Отношения со светским обществом к тому времени почти полностью разорваны. Более того, конфликт возникает ещё и с Тургеневым. Хорошо, что гуманизм Толстого не позволил ему стать дуэлянтом...

Толстой не вписывается в стандарты – образования, армейского чиноподчинения, его не устраивают традиции света и деление общества на сословия. В духовности и образовании, как и литературе, он продолжает строение своего альтернативного мира.

Самые значимые свои произведения Толстой пишет только после женитьбы на Софье Андреевне Берс. Она отлично уравновесила Толстого. Счастливо они прожили 10-12 лет, а потом, когда у Льва Николаевича случился очередной кризис и он перерос себя ещё раз, – просто не смогла разделить взглядов супруга. Мы же понимаем, что она полностью права. Идея писателя-философа жить физическим трудом была абсурдной. Пахал поле он только в своём воображении, да на картине Репина. На самом деле мужики за ним потом всё перепахивали.


1887 Репин И.Е. «Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне»
_

Последний кризис

Если кризис и декомпенсация случается с обычным человеком, то он кидается в формальную религию, видит в ней форму индивидуального утешения. Толстой же начинает изучать богословие, пишет «Исследование догматического богословия», потом изучает древнегреческий и древнееврейский языки. Всё это для того, чтобы лучше понимать Библию.

Обычный священник ему практически ничего дать не мог. Он устремляется к старцам и старообрядцам, несколько раз посещает монастырь Оптина Пустынь. И начинается его издательско-проповедническая деятельность. Он призывает не судить, не убивать, не делать зла. Постепенно отношение правительства к писателю становится всё более прохладным, а потом уже и негативным. Идеи Толстого начинают проникать в общество и формируют особый вид народничества, который получил название «толстовство». Это и отказ от роскоши, и смена одежды на народную, и отказ от военной службы, и признание приоритета духовности мужика над идеологией высшего общества. Дело доходит до запрета на публичные выступления. Он не был реализован в полной мере, но всё же имелся.

Конец писателя Толстого и появление Толстого старца

Теперь Толстой уже не видит ничего значимого в прежней своей литературе, «Война и мир» воспринимается им в качестве «пустяка», а в последнем романе «Воскресение» – всё то, чем живут высшие слои общества и средний класс, осуждается. Писателя Толстого более не существует. С 1899 года если он что-то и пишет, то уже совсем не литературу. Зато возникает важность дел социальных. Кроме открытия публичных библиотек, организуются комитеты помощи простым людям, становящиеся особенно актуальными в периоды голода и эпидемий.

В феврале 1901 года Толстого отлучают от церкви. Это было публичным осуждением, но проклятием не являлось. Толстой тогда уже написал своё Евангелие, где указал, что всё живое независимо от церкви. Более того, призывал каждого написать такое личное Евангелие. Но годы шли, а своего основного решения – отказаться от всего и жить независимой от любых обязательств жизнью – он ещё не осуществил. Духовные силы удалось собрать в ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года. В тайне от всех, в сопровождении врача Д. П. Маковицкого, он покидает имение. Он успел лишь посетить монастыри Оптина Пустынь и Шамординский. После этого простудился, заболел и умер.

Толстой своеобразным и даже ему самому полностью неведомым путём смог стать сначала молодым повесой, потом писателем, военным, в итоге дошёл до вершины писательского Олимпа и от всего этого отказался. Его философские основы лучше всего рассматривать в качестве христианского анархизма, который не признаёт ничего, что идёт вразрез с индивидуальным духовным поиском.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен