Хобби для умников и умниц


2 ноября 2015 Репортажи

Игры - такая же неотъемлемая часть традиционной культуры разных стран мира, как язык, литература, музыка и танец. В игре отражена самобытность народа, и именно она помогает лучше понять особенности той или иной культуры. В минувшие выходные - 31 октября и 1 ноября 2015 года - гости ЭТНОМИРа смогли прочувствовать таинственную культуру Китая и Японии через традиционные настольные игры этих стран на самом интеллектуальном празднике - «Игры мудрости».

Гигантские шахматы

Символ праздника

В древнегреческой, кельтской и славянской мифологиях сова является символом знаний. Именно поэтому Улица Мира на одни выходные превратилась в настоящее совиное царство: при входе гостей встречал арт-объект «Дерево мудрости», украшенный десятками бумажных сов. «Мудрость - самая точная из наук», «Обдумывай дважды и трижды все, что приходит на ум», - знаменитые изречения Сократа, Аристотеля, Пифагора и других древнегреческих философов красовались на оборотной стороне разноцветных сов.

Арт-объект «Дерево мудрости», украшенный десятками бумажных сов

А у памятника юному Михайло Ломоносову особый подарок ждал любителей кроссвордов: головоломка в виде гигантской совы испытала эрудицию и сообразительность не одного гостя парка. Но уже к середине первого дня праздника все слова были разгаданы - настолько полюбился посетителям ЭТНОМИРа этот увлекательный процесс.

Головоломка в виде гигантской совы

А для фотографий на память организаторы праздника соорудили инсталляцию «Мудрая сова», которая пришлась по душе не только посетителям праздника, но и артистам.

Инсталляция «Мудрая сова»

Без сомнений, самым популярным фото-объектом стали живые пернатые - важный филин и миниатюрная ушастая сова. Невозмутимых птиц то и дело окружали гости парка и объективы их фотоаппаратов. К восторгу «папарацци», совы поворачивают голову на 270 градусов, так что у каждого остался на память удачный кадр.

Миниатюрная ушастая сова

Четыре идеи для вашего нового хобби

Интеллектуальные настольные игры являются одним из самых любимых развлечений жителей, пожалуй, всех стран мира. Самые удивительные из них родились, конечно, в Японии и Китае. Маджонг, го, сёги, рэндзю - для многих из нас эти названия звучат по меньшей мере экзотично. Мы попросили признанных мастеров по перечисленным играм рассказать об особенностях каждой из них и теперь представляем вам четыре идеи для вашего нового интеллектуального хобби.

Идея №1: Го

Го – древнекитайская настольная логическая игра

«Го - древнекитайская настольная логическая игра, сутью которой является захват территории соперника. У нее достаточно простые правила, но очень сложная стратегия. За счет этого го - одна из немногих логических игр, в которых компьютер до сих пор не может обыграть человека.

Учреждена даже особая премия Инга. Ее получит человек, написавший компьютерную программу, которая позволит компьютеру одержать победу в го над игроком. Будучи программистом, я заинтересовался этой возможностью и решил изучить игру. Программу так и не написал, но в го играю уже семь лет. И если на празднике «Игры мудрости» мне удалось приобщить к этой игре хотя бы несколько человек, я приехал сюда не зря», - рассказал мастер по игре в го Иван Самойлов.

Идея №2: Рэндзю

Рэндзю - интеллектуально-спортивная игра родом из Китая

«Рэндзю - это интеллектуально-спортивная игра родом из Китая, получившая развитие в Японии. Ее возраст - примерно 4 000 лет, что в 2,5 раза больше, чем возраст шахмат. Правила рэндзю просты и понятны, и это, на мой взгляд, одно из преимущество этой игры. Игроки ходят по очереди с целью поставить пять фишек в ряд раньше соперника. На первый взгляд, все очень просто, но по тактическим и стратегическим возможностям, по глубине и богатству ходов рэндзю ничем не отличается от остальных интеллектуальных игр. По сути, рэндзю - более сложный вариант игры в крестики-нолики.

Насчет правил игры в рэндзю есть одна интересная история. Изначально в рэндзю играли просто по очереди. Со временем стало очевидным, что у первого игрока всегда есть большое преимущество, что мешает честному исходу игры. Поэтому в Японии возникло альтернативное течение, мейдзином (мастером. Прим.ред.) которого стал Сигеру Накамура - один из сильнейших игроков в рэндзю на сегодняшний день. Однажды, после перерыва, длившегося 30 лет, мейдзин классической школы рэндзю - семидесятилетний Сабуро Ёсидзава - решил вернуться в игру и посмотреть, насколько хороши новые правила. В качестве соперника Ёсидзава выбрал сильнейшего игрока нового времени - Сигеру Накамура. В первых двух партиях Накамура одержал победу, в третьей вышла ничья, а четвертую выиграл Ёсидзава, не зная новых правил игры. Дальнейшие матчи играть не стали, поскольку итог игры был предрешен. Уходя, старый японец махнул рукой и сказал: «Молодежь совсем не умеет играть!»

Так что, вне зависимости от разночтений в правилах, суть игры не меняется, потому что рэндзю - это целая жизнь в миниатюре. У игры есть зарождение, развитие, зрелая фаза и эндшпиль. Совсем как в жизни, не правда ли?», - поделился мнением вице-президент Международной федерации рэндзю Дмитрий Епифанов.

Идея №3: Маджонг

Маджонг - традиционная китайская игра

«Маджонг - традиционная китайская игра, появившаяся в XIX веке. Считается, что первыми игроками в маджонг были моряки. Именно поэтому игра представляет собой набор костей, которые, в отличие от карт, не улетают с игральной доски, не намокают и не деформируются. Принцип набора немного похож на карты. Здесь есть три масти: бамбуки, точки и символы. У каждого символа есть своя сакральная история: масти обозначают те или иные материальные ценности. Кроме мастей, есть благородные кости - драконы и ветра. Драконы представляют собой ценности духовные. Один - приземленность и следование порядку, второй - свободу и легкость, а третий - нечто среднее между ними. Кстати, иероглиф с аналогичным значением есть в аутентичном названии Китая, буквально переводимом как «Срединная империя».

«Китайцы обожают строить стены, и игра в маджонг - не исключение. Набор игры в классический китайский маджонг состоит из 144 костей. В игре принимают участие четыре человека. В начале игры из 4 наборов по 18 костей выстраивается «стена». Изначально у каждого игрока есть по 13 костей, и еще одну он берет в процессе хода. Суть игры заключается в том, чтобы из 14 костей игрок смог составить 4 набора по 3 кости и пару. Наборы бывают двух видов: чоу (в одной масти подряд три кости по номерам) и панг (три одинаковых кости).

Помимо классического китайского маджонга, существует еще японский маджонг - риичи. В Японии из этой игры создали огромную индустрию, в которую входят международные лиги, онлайн-серверы и многое другое. Но, в отличие от китайской версии маджонга, риичи - азартная игра на настоящие деньги. Интересно, что в России риичи гораздо более распространен, чем спортивный маджонг, за счет того, что японская культура известна больше, чем китайская. Есть даже несколько комиксов манга и аниме про риичи, переведенных на русский язык», - рассказал член Федерации маджонга, сертифицированный судья по спортивному маджонгу и риичи Павел Анохин.

Идея №4: Сёги

«История сёги в России насчитывает чуть более 15 лет. Сёги в дословном переводе на русский язык означает «игра генералов». Эта игра родственна шахматам. Цель та же - поставить мат королю. И даже многие фигуры и комбинации у шахмат и сёги повторяются. Но, если число возможных сочетаний и позиций в шахматах - 10120, то в сёги число возможных комбинаций ходов равно 10220. Поэтому компьютеры до сих пор не могут обыграть профессиональных игроков в сёги, и это подстегивает интерес к игре. Главное отличие сёги от шахмат - возможность присвоить выигранные у соперника фигуры. Именно это и усложняет игру, создавая великое множество ходов.

В России есть общество любителей этой игры - Союз игроков в сёги. Регулярно проходит до десятка серьезных турниров, среди которых - Кубок посла Японии, Moscow Open и другие. Атмосфера на соревнованиях сёги немного отличается от атмосферы на шахматных турнирах: здесь важен не столько результат, сколько красота сыгранной партии, потому что сёги - это неотъемлемый элемент японской культуры. И в Японии чемпион по сёги считается самым умным человеком, в силу сложности этой игры», - поделился заместитель председателя правления Союза игроков в сёги Вячеслав Стаценко.

Несмотря на сложность правил, в мастер-классах по сёги, го, рэндзю и маджонгу принимало участие немало юных гостей праздника. А взрослые с интересом наблюдали за противостоянием пытливого детского ума и опыта мастеров игры.

Мастер-класс по настольным играм

Помимо экзотических настольных игр, на празднике играли и в более знакомые гостям крестики-нолики, нарды и даже гигантские шахматы, поле игры для которых заняло практически все пространство Дома Италии на Улице Мира. Знатоков всех возрастов объединила призовая викторина «Игры мудрости». И даже сам Александр Сергеевич Пушкин - вернее, двойник поэта - обучил гостей основам стихосложения во время французской игры «Буриме».

Show must go on

Любителей красочных шоу праздник «Игры мудрости» порадовал не меньше, чем любителей интеллектуальных настольных игр. Так, во время праздничного концерта выступления артистов фольклорной группы «Русский праздник», школы арабского танца «Джайран» и школы игры на дарбуке (ударный музыкальный инструмент. Прим.ред.) «Живи в ритме» подарили зрителям замечательное представление, удивившее синтезом славянской и восточной культур.

Огненное представление от участников шоу-группы «Арт-федерация «Life»

Финальным аккордом субботней программы праздника стало феерическое огненное представление от участников шоу-группы «Арт-федерация «Life», развернувшееся у самой большой в мире Русской Печки.

Возврат к списку


Медиатека

Архив новостей

Январь
2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31
Билеты в парк
Отели


Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен