Доступ к семейной памяти
Для приемных семей, находящихся летом в мегаполисе, отдел подготовки и сопровождения замещающих семей ГБОУ УМЦ «Детство» ДСЗН города Москвы организует познавательный досуг, включающий походы в театр и экскурсионные поездки. О различных формах социальной реабилитации эмоций подопечных, воспитании чувств, способствующих единению приемной семьи, своими размышлениями с нами поделилась социальный педагог Центра Елена Борисовна Индакова.
Совместное переживание увиденного - не просто повод для обсуждения. Это обогащенный совместный духовный опыт, эмоциональный багаж всей обновленной семьи, а значит - знакомство друг с другом в разных условиях восприятия мира.
Единый мир, высокий лад
Для формирования семьи очень важны внутренние правила, традиции, ритуалы. Особенно это значимо для семьи приемной, в которой есть дети подросткового возраста без опыта проживания в семье. Чтобы найти, подобрать и примерить такие правила и обычаи, предпочтительно познакомиться с многообразием семейных традиций разных культур и эпох. Ничто так подробно не расскажет о семье, как ее жилище. Именно многообразие домов разных времен и народов, предметов быта, собранных в одном месте, в первую очередь, поразило участников поездки в культурно-образовательный центр «ЭТНОМИР», находящийся в Боровском районе Калужской области. Основатель проекта «ЭТНОМИР» Руслан Фаталиевич Байрамов, воссоздающий уникальное мультикультурное пространство в чистом поле, чутко и действенно отреагировал на просьбу директора ГБОУ УМЦ «Детство» Т.Н. Сапожниковой принять на экскурсию 80 членов приемных семей на благотворительной основе. Этнокультурные семейные воспитательные традиции формируют потребность делать добро во имя ближнего, воспитывают у детей уважительное отношение к труду, к младшему и старшему поколениям, знакомят с хозяйственно- бытовыми функциями и обязанностями в семейной жизни. Объектами показа на экскурсии «Семейный лад» стали избы уральской и костромской деревень, этнодвор «Музей Русской печи».
Место в историческом контексте
Родители и дети с одинаковым интересом слушали захватывающий рассказ о повседневной жизни и трудностях быта всех членов большой семьи в костромской деревне. Ребенок-подросток, лишенный опеки кровных родителей, не имеет доступа к семейной памяти. По-этому необходимо спровоцировать его включенность в интересное, эмоциональное настоящее, которое быстро становится прошлым. С каждым событием обогащается его багаж эмоций. Исходя из накапливающегося эмоционального опыта, такой ребенок интуитивно сможет реконструировать свое прошлое, учитывая этническую, региональную и культурную свою особенность. И этот мостик, пусть из гипотетического прошлого, соединит ребенка со своей приемной семьей, и уже вместе с ней он сможет расположить себя в историческом и культурном контексте.
Потаенная гармонии
При содействии администратора Учебно-театрального комплекса РУТИ - ГИТИС Марины Геннадиевны Кирюшкиной 122 наших подопечных - юных зрителей от 7 до 16 лет - вместе со своими приемными родителями смогли посмотреть четыре благотворительных спектакля студентов и выпускников легендарного вуза. Многие дети впервые побывали в театре, впервые слушали камерную оперу и оперетту, смотрели музыкальный и хореографический спектакли. Гостеприимство организаторов помогло войти высокому искусству в жизнь «пилотных» семей. А это так важно в непростой адаптационный период, когда только вырабатываются правила и традиции для детей, не имеющих опыта проживания в семье! Во время спектаклей я поймала себя на мысли, что больше наблюдаю за лицами своих сопровождаемых, нежели смотрю на сцену. Это непередаваемо: уловить на детских лицах тончайшие движения души, взволнованной искусством! Дети как будто сами становились участниками предлагаемых обстоятельств на сцене. Учебный театр «ГИТИС» отличается неподдельно искренней игрой актеров-студентов, а дети, именно особенные, коррекционные, живущие в своей реальности, воспринимают это очень чувствительно.
Оперетта хороша в сопровожденье лета
Сначала 32 наших подопечных из «пилотных» семей побывали в Учебном театре «ГИТИС» на оперетте «Ах, Оффенбах...» в исполнении студентов 3-го курса факультета музыкального театра мастерской заслуженного деятеля искусств России, профессора А.А. Бармака.
Оперетта в Учебном театре «ГИТИС» была не детским представлением, но даже наш самый маленький пятилетний сынок не только с удовольствием смотрел спектакль, но и наравне со своими старшими братьями и сестрами принимал участие в обсуждении увиденного на пути домой, - рассказали приемные родители Ольга Анатольевна Панфилушкина и Сергей Валерьевич Ковалёв.
А наш старший сын заявил, что по окончании музыкальной школы непременно попробует поступить на факультет музыкального театра в ГИТИС, чем вызвал бурное одобрение остальных детей.
Во время представления все мы погрузились в волшебный мир искусства и потрясающей музыки. А незамысловатый, добрый юмор позапрошлого века, судя по реакции моих восьмерых детей, находит живой отклик в душе современного юного зрителя, - отметил приемный родитель Рашид Абумуслимович Эльсанукаев.
Некоторые опереточные миниатюры на музыку Жака Оффенбаха захватывали напряженной интригой, а некоторые вызывали восхищение и добрый смех, - поделилась после спектакля приемная мама Елена Викторовна Пономаренко.
Молодые актеры, исполнявшие арии соло, дуэтом и трио, показали высокий профессионализм и удивительную увлеченность своим святым ремеслом. Все 2,5 часа мы словно находились в магическом измерении. Какое же это было наслаждение! Спасибо Александру Александровичу Бармаку и его студентам за великолепный вечер!
В «Доме Бернарды Альбы»
На камерной опере по мотивам пьесы Ф. Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы» в Учебном театре «ГИТИС» побывали 40 наших подопечных. Перед просмотром дипломной работы выпускников факультета музыкального театра меня охватывало некоторое беспокойство. Как-то воспримут наши особенные дети музыку Ксении Прасоловой, хореографию Рамуне Ходоркайте, режиссуру Николая Нацыбулина, да и вообще драматургию великого Гарсиа Лорки о трудностях семейной жизни, историю о безумной, страстной и нереализованной любви? Усевшись в первых рядах, наши юные зрители с удивительным для взрослых вниманием следили за происходящим на сцене. Самому старшему театралу было 12 лет, самому младшему - 7 лет. Спектакль шел без антракта, но дети без всякого труда и напряжения слушали оперное пение, вникали в диалоги о добре и зле, о любви и ненависти, о силе человеческого духа и ответственности за личный выбор. Все происходившее на сцене и в оркестровой яме полностью подчиняло детское воображение, и наши юные зрители почти не оглядывались на родителей. Самым интересным для меня было узнать после спектакля, что же они поняли?
В семье бывает трудно и тем, кто соблюдает принятые правила, и тем, кто пренебрегает ими, поэтому жить вместе в одном доме тяжело. А больше всего дети страдают, когда нет папы. В спектакле было всё, как в жизни, - рассудительно высказался Семён Куликов из приемной семьи Эльсанукаевых.
Нам всем очень понравился и спектакль, и студенты-актеры, и здание ГИТИСа, - единодушно выразили свое впечатление Ольга Станиславовна и Дмитрий Орестович Левицкие.
Дашу так вдохновил спектакль, что ей захотелось учиться петь. А Сережа Савостин, несмотря на свою гиперактивность, заворожено наблюдал за происходящим на сцене, не шелохнувшись. Нам захотелось вместе с детьми побывать на Дне открытых дверей ГИТИСа, а также посмотреть другие работы студентов...
Судя по отзывам детей и родителей, роль совместных эмоциональных переживаний во время прикосновения к искусству в социальной реабилитации трудно переоценить.
Танец - тайный язык души
Не было равнодушных на выпускной программе магистров кафедры современной хореографии и сценического танца А. М. Сигаловой, для которой характерна новая эстетика движения, новый подход к костюму и реквизиту танцовщика. Маленьким детям непросто бывает понять глубинную суть происходящего на сцене, но динамичное, импульсивное, красочное действо, если оно талантливо представлено, захватывает зрителя, независимо от возраста. Тайный язык танца детям доступен так же, как и взрослым. Хореографический спектакль Аллы Сигаловой по достоинству оценили и дети, и родители. Кому-то очень понравился парный танец с необыкновенными поддержками партнера: когда девушка поддерживала юношу, мальчики оглядывались на пап, чтобы понять их реакцию. Кто-то был в восторге от акробатических элементов танца и хореографической миниатюры с черными воздушными шарами.
Мы посмотрели пять историй, рассказанных искусством пластики, о любви и одиночестве, о боли, обреченности и выборе. Мы чувствовали себя не только свидетелями событий, но и участниками, - оведала Елена Викторовна Пономаренко.
Мои 13-летние дети, со сложными диагнозами, 2,5 часа смотрели спектакль, затаив дыхание. У детей свое видение художественных событий. Переживания по поводу непростой хореографии оказались напрасными. Даже не ожидала, что происходящее на сцене так поразит и взбудоражит детское воображение. Всю дорогу домой мои ребята обсуждали увиденное, а потом принялись рисовать свои впечатления.
Чувства привести в порядок стройный
Когда приемные семьи в полном составе посещают музыкальный спектакль или камерную оперу, балет или оперетту, это становится благотворными совместно пережитыми впечатлениями. На оздоравливающем воздействии искусства на личность строится одна из форм социальной адаптации. Эмоции и воображение, радость и интерес, игра и любопытство, проникая в душу, видоизменяют кризисные аффекты перенесенные человеком. Каждый миг бытия мы существуем не только в реальности, но и в своем воображении. Просматривая театральное действие, сопереживая увиденному и услышанному, мы по-своему проживаем воспринятое при свете рампы в силу своего эмоционального и жизненного опыта. Когда дети и родители приемной семьи сидят рядом в зрительном зале и погружаются в театральное действо, они совместно проживают происходящее на сцене и по-своему осмысливают хитросплетение событий и судеб, оценивают камни преткновения на чужой линии жизни и примеряют к своему непростому жизненному опыту. Жить сиюминутно частью зрительного зала, синхронно или невпопад с ним, оглядывать на реакцию близких, - это уникальный эмоциональный и жизненный опыт, помогающий каждому знакомиться и с самим собой.
После шторма эмоций к родному берегу
Мне всегда нравится наблюдать за детьми в зрительном зале, когда они не отрываясь следят за происходящим на сцене и с укоризной оглядываются на бубнящих или хихикающих сзади сверстников. В театре есть возможность испытать высокий накал переживаний в острых ситуациях, которые юный зритель проецирует на себя. Возвращаясь домой после театральной реальности, приемный ребенок как будто причаливает к родному берегу после эмоционального шторма. Размышляя о причинах своего волнения, ребенок словно примеряет на себя историческое и культурное прошлое общества, в котором он живет. От приемных родителей требуется проницательность, деликатность и такт. Сопричастность с искусством открывает ребенку возможность лучше узнавать себя в контексте своей приемной семьи и социума в целом. После пережитого впечатления каждый делится своим пониманием увиденного, и тут происходит самое удивительно: дети и родители узнают новое друг о друге. Надломленные ветки детских судеб прививаются к новому древу приемной семьи, как вишня к яблоне или рябина к черемухе. Как-то это привьется, сроднится соединится? Многое зависит от садовника, от его знаний и инструментов, от благодатных условий и поддержки ближних.
Каждый миг исполнен откровенья
Реабилитация инвалидов средствами театра не нова. Но в нашем случае социальная реабилитация проявилась с неожиданной стороны, когда приемная семья привлекла в театр еще и одноклассников своих детей. Получается, что семья, имеющая статус социально незащищенной, помогает и благополучным детям приобщиться к искусству. То есть профессиональный приемный родитель активно участвует в организованных нами мероприятиях не только со своими чадами, но и с их друзьями - детьми из благополучных семей. Правда, ответственности при этом добавляется, но если под постоянным приглядом восемь детей, то по силам уследить и за десятерыми. Такой формат взаимодействия повышает самооценку членов приемной семьи: ведь они транслирует в своем микросоциуме положительный пример, если с ними отпускают своих детей благополучные родители. Творческой лабораторией по сопровождению «пилотных» семей руководит директор ГБОУ УМЦ «Детство», доктор педагогических наук Т.Н. Сапожникова. Под ее руководством мы стараемся находить новые возможности без поучений и назиданий, а с помощью ярких и добрых новых впечатлений знакомить ребят самих с собой в контексте своей семьи и социума в целом. Всё-таки судьба не станет без причины и без надобности сводить людей посторонних.
Источник: Журнал «Культура здоровой жизни» №7/2015
01.07.2015
по вопросам сотрудничества пишите на email ostatsevich@ethnomir.ru.
Архив новостей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 |