Народ айны


22 апреля 2020

Коренные жители севера Японии, Сахалина и Курильских островов – густобородые, крепкого телосложения мужчины и женщины с татуированной улыбкой. Народ с непростой судьбой, истинные аборигены этих земель, которым не удалось отстоять самоидентичность. Загадочный народ айны существовал ещё 15 тысяч лет.


Народ айны

Среди коренных и малочисленных народов мира айны занимают особое место. До сих пор учёные не могут точно объяснить истоки их происхождения и расовую принадлежность. И европеоиды, и экваториалы, и монголоиды… Догадок и предположений больше, чем подлинных материалов, свидетельств и фактов. Своеобразие айнов столь велико, что некоторые антропологи выделяют этот этнос в особую «малую расу» – так называемую курильскую, или айнскую.

Происхождение айнов и численность в наши дни

В научном мире существует две теории: первая говорит о том, что айны пришли с северных земель, где позднее появились монголы и китайцы. Вторая – о том, что корни происхождения айнов уходят в далёкую Полинезию, так как у айнов с жителями Океании есть схожие черты по части верований – обрядов и ритуалов, а также много схожего в деталях народных костюмов и традиции наносить татуировки.

Учёные установили, что айны были первыми аборигенами островов, на которых позже расположилась Япония. Проживали они и на берегах нынешнего Сахалина, Курильских островов и юга Камчатки. Образ жизни вели изолированный. Территория, где они проживали, была суровой и недоступной, а в определённый исторический период стала пограничной, находящейся в сфере интересов двух стран – России и Японии. И у местных жителей не было выбора – нужно было ассимилироваться, естественным путём или под давлением.

На данный момент по официальным данным около 25 тысяч айнов проживает на территории Японии. И только в 2008 году парламент Японии признал айнов самостоятельным национальным меньшинством. А в России по итогам переписи 2010 года как айны регистрировались всего около 100 человек, но в итоге были записаны как камчадалы. Всё это люди со смешанным происхождением, которые причисляют себя к древнему народу и желают отстаивать свои права. Однако надо заметить, что ещё в 1979 году в СССР сам этноним «айны» был вычеркнут из списков проживающих на территории страны этнических групп.

Язык и традиции айнов

Айнский язык считается практически вымершим, а собственной письменности у них и вовсе не было. С момента перехода к Японии и ассимиляции они пользовались катаканой – японской азбукой для записи иностранных слов. Изучением устной речи айнов занимаются серьёзные учёные и энтузиасты-этнографы. Но лингвистам не удаётся установить родство языка айнов с другими мировыми языками. Были попытки сопоставить айнский язык с речью корейцев, нивхов (коренного малочисленного народа Приамурья и соседних островов), и даже с такими языками, как иврит и баскский.

Земледелием айны не особенно увлекались, основными занятиями были охота, ловля рыбы и сбор ягод-грибов-кореньев. Женщины занимались хозяйством, пряли нити из крапивы, шили одежду. Мужчины владели воинской подготовкой – считается, что самурайская культура имеет айнские корни. Они владели оружием и умели драться – но противостоять масштабному наступлению не могли в силу неорганизованности и нежелания объединяться в большие группы (в противовес японскому коллективизму и послушанию единому руководителю).

Главным тотемным животным, оберегом для семьи, защитником и таёжным духом, которого нельзя гневить, для айнов был медведь. Его держали при доме, кормили лучшей едой, ухаживали за шерстью, а в определённый день устраивали жертвоприношение с ним в главной роли. Медвежий праздник – важнейшее событие, собиравшее членов разных селений вместе (аналогичная традиция есть у других северных коренных народов – хантов, манси, нивхов). Убивать медведя можно было только из лука, не причиняя ему страданий, целясь прямо в сердце. Поэтому честь выпадала лучшим из воинов. Мясо раздавалось тоже по старшинству рода.


Главное тотемное животное для айнов - медведь

Как выглядят айны

Внешний облик представителей этого по-настоящему редкого и самобытного народа удивляет. Несколько веков назад женщины имели одну отличительную особенность – нарисованную улыбку. Точнее сказать, это была татуировка, которую делали девочке уже в семь лет. Процесс создания такой «улыбки» был довольно болезненным: девочке надрезали уголки губ, а затем в эти порезы втирали уголь. Так с каждым годом появлялось по одной новой линии. Когда приходило время свадьбы, то жених должен был провести последнюю завершающую полосу. В наши дни таких сложных ритуалов уже не делают, эту «улыбку» можно нарисовать просто карандашом.

ain2.jpg

Что же касается мужчин-айнов, то очевидцы отмечали у них большое количество волос на лице – что несвойственно азиатам. Бороды были густыми и начинали свой рост выше линии скул. Усы, например, могли быть настолько длинными, что во время еды их нужно было придерживать специальными палочками. Среди мужчин было принято носить длинные волосы. Преобладали брюнеты. Цвет глаз был тоже тёмным. И кожа смуглая, но так, что японцы, увидев впервые айнов, называли их «белыми» и считали чужаками. А русские принимали их за своих. Бывавший в XVIII веке на Камчатке русский исследователь Степан Крашенинников после встречи с айнами назвал их «мохнатыми курильцами».

На сегодняшний день айны проживают в основном на юге Хоккайдо и ведут такой же образ жизни, как и современные японцы. Удивительный народ, а некогда отдельная раса. Удивительна их жизнь, история, быт и традиции.

В 1973 году был утверждён национальный символ айнов – красная стрела, несущаяся сквозь снега под ярким голубым небом. В 1976 году в Сираои недалеко от Саппоро открыт Музей культуры народа айнов «Поротокотан». На территории около озера представлены традиционные дома, покрытые соломенной крышей, и загон для медведей и собак, проводятся театрализованные представления и этнографические праздники, в залах музея можно увидеть традиционную одежду и украшения, архивные фотографии и воссозданные предметы быта.

Этнодвор «Север, Сибирь и Дальний Восток»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Этнодвор «Север, Сибирь и Дальний Восток»
_

Этнодвор «Север, Сибирь и Дальний Восток» на территории этнографического парка располагается на двух гектарах земли.

Здесь гармонично расположились: гостиница «Сибирия», музей, фактория, чайная юрта, хан-юрта, поляна игр, костровое место, питомник ездовых собак, Музей живой природы, Птичий дом и огромный музей под открытым небом – Парк народов Сибири, в котором находятся десятки самых различных жилищ Сибири, Дальнего Востока и Севера: чумы, карамо и айлу, балок и алаж, балаган и ураса, свайные юрты и землянки, комплекс сэргэ и тотемные столбы.

Общение с хранителями традиций, песни и танцы, состязания и игры, сибирская кухня, музей жилищ сибирских народов – это увлекательное путешествие по просторам сибирских земель можно совершить за один день, приехав в этнографический парк-музей «ЭТНОМИР».

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку