Смольный институт

В 2019 году исполнилось 255 лет указу Екатерины II об открытии новых учебных заведений, призванных «дать государству образованных женщин». Так Смольный институт стал первым в России женским учебным заведением, больше известным как Институт благородных девиц. Для тех времён это была настоящая революция в образовании – которая, к сожалению, до конца не оправдала возложенных на неё надежд.


Смольный институт

Создание новой породы людей

Императрица Екатерина II не питала особых иллюзий по поводу нравственности и уровня образования своих подданных. Даже в привилегированной среде воспитание девиц оставляло желать лучшего. Императрица преследовала высокие цели создания «нового человека», умного, высокоморального и талантливого члена общества. А кто может родить такого идеального человека? Только культурная и образованная женщина. В то же время она понимала, что это неосуществимо без отрыва от старого закостенелого окружения, которое всё равно ничему хорошему не научит. И поэтому в 1764 году при Воскресенском Смольном Новодевичьем монастыре в Петербурге было открыто «Воспитательное общество», где за казённый счёт обучались девочки из дворянских семей. Екатерина лично участвовала в формировании воспитательной программы: после 12 лет обучения в государственных стенах девушки должны были выйти с обширными знаниями в области истории, географии, литературы, математики, музыки, уметь готовить, рукодельничать, рачительно вести хозяйство и быть прекрасными жёнами. Но так ли это было на самом деле?

Условия жизни институток

Главным принципом обучения была максимальная изоляция от внешнего мира – ограничивалось даже общение с семьёй. Девочки попадали в Смольный институт в шестилетнем возрасте и сразу сталкивались с массой непривычных вещей. Их наряжали в коричневые платья с коленкоровыми передниками, которые по мере перехода в старшие классы становились голубыми и зелёными. Каждая минута жизни была подчинена жёсткому регламенту – в 6 утра безжалостно срывались одеяла, и после умывания ледяной водой воспитанницы строем отправлялись в столовую. Любые перемещения – на занятия, в церковь, на прогулку в сад – осуществлялись только в группе под надзором классной дамы. Условия жизни были приближены к спартанским – холодные дортуары, жёсткие постели и скудные завтраки. Пресловутое образование было далёким от монарших представлений: науки проходили поверхностно, уделяя внимание религиозному воспитанию и изучению языков. Прогулки в Таврический или Летний сад, поход в музей или поездка в театр были редкими праздниками для институток.


Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)
Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

А что дальше?

Барышни из обеспеченных семей благодаря Смольному получали возможность стать фрейлинами или удачно выйти замуж – наличие институтского образования играло роль хорошего приданого. Менее удачливые становились гувернантками или приживалками, нередко случалось, что они до конца дней своих оставались под крышей Смольного в качестве прислуги. После практически монастырского образа жизни девушки оказывались абсолютно неадаптированными к реальности. Отточенный годами образ «кисейной барышни», готовой упасть в обморок от записки кадета, был анекдотичен и нелеп. Так возник стереотип о восторженной экзальтированной дурочке, с которой была масса проблем в дальнейшей семейной жизни. Попытка реформировать систему Смольного педагогом-новатором Константином Ушинским потерпела крах – консервативно настроенному руководству это показалось неудобным, и нарушителя устоев быстро устранили. Смольный институт продолжил штамповку «кисейных барышень».

Женское образование в России развивалось, но на его фоне Институт благородных девиц оставался крайне консервативным заведением. В 1917 году Смольный институт переехал из Петербурга в Новочеркасск, где в 1919 году выпустили последних институток. Новой власти такая система воспитания не пришлась по душе. На память потомкам остались воспоминания воспитанниц – поразительно откровенные и жёсткие Елизаветы Водовозовой, романтичные и наивные Лидии Чарской, а также ряд менее известных мемуаров. Современные девушки читают их и осознают, насколько им повезло родиться в другое время.

Парк-музей «ЭТНОМИР»

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Парк-музей «ЭТНОМИР»

Этнографический парк-музей «ЭТНОМИР» – уникальное пространство диалога культур, территория путешествий, открытий, вдохновения, образования и любви.

Здесь на площади в 140 га расположены этнодворы разных стран и уникальная Улица Мира. Приобщитесь к культуре разных народов, ощутите особенную атмосферу перекрёстка миров, отдохните на природе, насладитесь нашими лучшими образовательными, культурными и развлекательными программами!

В нашем парке-музее можно примерить национальные костюмы, освоить редкие ремёсла, купить сувениры, сделать своими руками полезные вещицы, попробовать блюда национальной кухни разных стран, посетить парк аттракционов и многое другое. Обойти за день все интересные уголки невозможно, поэтому к услугам посетителей уникальные этнические отели – избы, мазанки, юрты, чумы, гималайский и непальский дома и даже индийский дворец.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен