Жизнь Серафима Саровского

«Обрети мир в своей душе, и вокруг тебя спасутся тысячи», – одновременно простой и сложный рецепт всеобщего счастья. Душевный покой требует преодоления всех ступеней человеческого совершенствования, и немногие удостаиваются чести пройти этот путь. Жизнь Серафима Саровского – удивительно ясный пример.


Жизнь Серафима Саровского

«Рай и ад начинается на Земле»

Прохор Исидорович Мошнин (Машнин) – а именно так звали будущего подвижника до пострига – родился в Курске предположительно в 1754 году. Каких-либо достоверных жизнеописаний детства прославленного монаха не сохранилось. По законам жанра агиографии отмечено два чуда. Первое – мальчик остался невредим после падения с колокольни строящегося храма. Вторым стало исцеление от тяжкого недуга явившейся во сне Божией Матерью. Вероятно, эти события повлияли на его решение стать монахом. Один из старцев Киево-Печерской лавры благословил юношу на подвиг в Саровском мужском монастыре в Тамбовской губернии. Прохора ждала типичная для послушника участь: изучение монашеских уставов, работа в просфорне и хлебне. Наконец, в 1785 году он был пострижен с именем Серафим, что означает «пламенный». Церковная карьера закончилась на иеромонахе – далее проблемы со здоровьем лишили Серафима возможности служить. Настоятель монастыря благословил склонного к уединению священника к жизни в лесной келье.

«Смирение может весь мир покорить»

В сосновом бору на берегу реки Саровки начался новый этап жизни Серафима. Он завёл небольшой огород и пасеку, но практически всем выращенным делился с лесными обитателями. Одним из известных фактов одобренного церковью жизнеописания является дружба с медведем – косолапый приходил к подвижнику за нехитрым угощением. В духе христианского аскетизма пустынник довольствовался малым: в келье была лишь икона с лампадой да обрубок пня в качестве стула. Пост и молитва на большом камне – вот основные занятия Серафима на протяжении многих лет. На закате жизни он окончил своё затворничество и стал принимать у себя людей. Тысячи страждущих потянулись к его келье за утешением и исцелением. Слава дошла и до императорского двора – одним из знатных посетителей был Александр I. Но старца не волновало положение в обществе приходивших к нему – каждый получал от него благословение и помощь. Он величал себя «убогим Серафимом», однако его влиянию на человеческие судьбы мог позавидовать любой правитель. Последние годы жизни Серафим Саровский отдал обустройству Дивеевской обители, предсказав, что в итоге найдёт в ней последний приют.

«Для вас я живой есть и буду вовеки!»

Дух Серафима укреплялся день ото дня, чего нельзя было сказать о теле. В январе 1833 года его нашли в келье, стоящего на коленях перед иконой, – но уже бездыханного. Начавшееся ещё при жизни народное почитание подвижника логично завершилось прославлением его в лике святых православной церковью по указу последнего императора Николая II. Мощи пустынника хранились в Саровском монастыре, и пророчество Серафима о его пристанище в Дивееве казалось странным – монахи не собирались расставаться с таким сокровищем. Но старец был прав: в рамках антирелигиозной деятельности новой власти останки были изъяты и помещены в Музей атеизма в Ленинграде. В 1991 году они отправились в Дивеевский монастырь – церковь посчитала нецелесообразным помещать почитаемую святыню в закрытом городе Арзамас-16, который возник на месте Сарова. Так исполнилось пророчество старца. С тех пор в Дивееве не иссякают потоки паломников. Серафим Саровский завещал: «Как живому всё и расскажите, и я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдёт!». Судя по десяткам тысяч свидетельств о чудотворной помощи, это обещание он тоже выполнил.

Скульптурная композиция «Четыре мудреца»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Скульптурная композиция «Четыре мудреца»

Главную идею композиции «Четыре мудреца» можно выразить так: в основе своей духовные мировоззрения едины. Все культуры состоятельны и важны своим стержнем духовных учений. Четыре мудреца в конкретных образах олицетворяют духовное учение Евразии: один из наиболее почитаемых русских святых Серафим Саровский, древнекитайский философ Лао Цзы, персидский поэт Джалаладдин Руми и индийский философ Шри Ауробиндо. Мудрецы сидят друг против друга, обращены к центру композиции, как будто ведут незримый диалог, создавая пространство для отрыва мысли человека от повседневной суеты, окружая его высшими устремлениями. Мудрость этих философов дала им возможность не позволять себе категорических высказываний в отношении других религий - они искали общее в духовных мировоззрениях, что и является великолепным примером толерантности.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен