Гражданин планеты


20 апреля 2016 Интервью

16 апреля 2016 года ЭТНОМИР принимал у себя в гостях удивительного человека: праздник «Звёздный калейдоскоп», приуроченный в этом году к 55-летию со дня первого полёта человека в космос, посетил астронавт НАСА Дэн Бёрбанк. О том, заметны ли из космоса границы государств, почему космонавты не спят на подушках и что делать, если вам позвонят с МКС, читайте в эксклюзивном интервью!

  

С первых мгновений знакомства Дэн произвёл впечатление невероятно открытого, дружелюбного, общительного, весёлого и позитивного человека, который любит свою работу и с удовольствием о ней рассказывает.

- Дэн, Вы решились стать астронавтом, будучи уже взрослым человеком с двумя дипломами о высшем образовании. Скажите, пожалуйста, стать астронавтом было вашей детской мечтой или решением, к которому Вы долго шли?

- Я решил стать астронавтом после того, как получил две профессии: вертолётчика и инженера в береговой охране США. Но космонавтика в сегодняшнем её понимании зарождалась и развивалась на протяжении всего моего детства и молодости. Юрий Гагарин, наш первый космонавт, летал в космос за несколько месяцев до того, как я родился. Нил Армстронг, Базз Олдрин и Майкл Коллинз летали на Луну за неделю до моего восьмого дня рождения. Я всю жизнь интересуюсь космонавтикой, но никогда не думал, что буду астронавтом. В молодости я считал себя недостаточно умным и талантливым, чтобы стать астронавтом, но был не прав. Наверное, многие дети сейчас думают так же, как и я когда-то. Но и они не правы (улыбается)!

- Дэниел, Вы подавали заявку в 14-й и 15-й наборы в астронавты НАСА, а попали в 16-й. Почему так вышло?

- Тысячи человек пробуются в астронавты, а отбирают только 8-14 из них. Сейчас мы уже получили 18 тысяч заявок в этот набор (22-й, прим. ред.). Когда я поступал в астронавты, было 5 или 6 000 заявок. Поэтому пришлось несколько раз попытаться до того, как я был выбран.

- Сквозь тернии к звёздам! Это очень здорово!

- Да (смеётся)!

- Совсем недавно, 12 апреля 2016 года, исполнилось 55 лет со дня первого полёта человека в космос, 55 лет подвигу Юрия Алексеевича Гагарина. Скажите, пожалуйста, вдохновил ли Вас его пример?

- Юрий Гагарин был героем не только для россиян, но и для всех людей мира. Он проложил путь в космос для всех землян. И, разумеется, его полёт был очень важным для меня и для всех людей, которые работают в космической программе.

- Как Вам кажется, насколько человечество продвинулось в освоении космоса за эти годы?

- До сих пор только несколько человек были в космосе. Но я уверен, что в будущем их будет больше. Мы вместе будем стремиться делать для этого всё возможное.

- В советское время у каждого космонавта были личные позывные. Так, к примеру, у Юрия Гагарина был знаменитый позывной «Кедр». А какие позывные есть у Вас?

- KC5ZSX - мой радиолюбительский позывной. На Международной космической станции у нас работает любительская радиостанция, и в свободное время мы используем её, чтобы поговорить с людьми на Земле. Мы часто общаемся со студентами в школах разных стран мира. Радиостанция называется «ARISS» или «Amateur Radio on the ISS», а наш любительский позывной - NA1SS (английская аббревиатура ISS означает то же, что русская МКС, прим. ред.).

- Дэн, скажите, пожалуйста, общаетесь ли Вы сейчас с Земли с теми, кто в данный момент работает на Международной космической станции?

- Нельзя позвонить туда, но можно получить звонок оттуда. Специалисты, которые работают в Центрах управления полётами в Москве, Хьюстоне и других центрах по всему миру, говорят с членами экипажа на станции ежедневно. Но если у астронавтов будет немного свободного времени, они могут сами позвонить мне или вам. Это зависит от канала связи и - самое важное - от свободного времени экипажа.

- Они звонят вам?

- Время от времени да. Я сейчас живу в Звёздном городке, где находится Центр подготовки космонавтов, и мы - астронавты и космонавты из США, России, Европы, Японии - живём там и работаем на тренажёрах. Время от времени экипаж на станции звонит нам. Это очень весело, и, в то же время, даёт экипажу, готовящемуся отправиться на станцию, возможность пообщаться с людьми, которые уже находятся там.

- Дэн, помните ли Вы, о чём думали, когда впервые увидели Землю из иллюминатора? В космосе страшно, красиво или страшно красиво?

- Во время запуска удивляет мощность ракеты. Вы чувствуете ускорение в три раза больше силы гравитации. Это очень интересно, но не так впечатляюще, как вид из иллюминатора, как только оказываешься на орбите. Земля невероятно красива! Цвета закатов, коралловых рифов Карибского моря и пустынь Австралии великолепны. Кстати, из космоса границы государств не видны. Трудно даже увидеть доказательства, что на Земле живут люди. Оттуда наша планета кажется крошечным, красивым островом в огромном океане космоса.

- Расскажите, пожалуйста, каковы ощущения от невесомости и приземления?

- После приземления мы все обычно чувствовали себя немного странно, потому что после 6 месяцев на станции наша вестибулярная система меняется, и сила гравитации чувствуется очень сильно. В условиях невесомости на станции можно плавать, можно лететь туда-сюда. На Земле после этого немного трудно (смеётся).

- А каково это - спать в невесомости?

- Это необычно, но зависит от человека. Для меня легче спать там, на станции, чем на Земле. Все члены экипажа имеют свои каюты - очень маленькие спальни размером с холодильник.


- Это же очень мало!

- Нет, этого достаточно! После того, как мы закрываем дверь и выключаем свет, можно лежать в спальном мешке или - по-моему, это лучше - просто очень медленно плавать или летать. Ты можешь плавно дрейфовать, коснуться головой потолка, потом медленно отодвинуться назад … Это как замедленная съёмка игры в бадминтон, только человеком («human racquetball»).

- Значит, в космосе нет подушек?

- Есть, но я считаю, что лучше без них. Ведь для того чтобы спать на подушке, нужно пристегнуть к ней голову ремнём. По-моему это не очень удобно (смеётся).

- На МКС работают представители разных народов, разных стран. Расскажите, пожалуйста, попадали ли Вы или ваши коллеги в забавные ситуации, связанные с культурными различиями участников космических миссий?

- Более правильно сказать, что на МКС мы все - представители не разных стран и культур, но одной планеты. МКС представляет собой великолепный пример международного сотрудничества. Тем не менее, мы все пришли из разных слоёв общества, иногда язык может создать проблемы. Я не приведу конкретный пример, но знаю, что делаю много смешных ошибок, когда говорю по-русски.

- Каково это - находиться в таких непростых, экстремальных условиях рядом с представителями другой культуры, страны, менталитета? Разделяете ли Вы мнение о том, что космонавты - самые толерантные люди Земли?

- Как я уже сказал, из космоса границы стран не видны. МКС летит на высоте всего 400 км над поверхностью Земли, но даже с этого расстояния понимаешь, что Земля - крошечная и хрупкая. Находясь там, осознаёшь, что народы Земли одинаковы. Мы должны упорно трудиться, чтобы лучше понять друг друга и работать вместе, построить светлое будущее для себя и своих детей. Все астронавты и космонавты понимают это. Мы - семья братьев и сестёр, а не только члены экипажа. Мы зависим друг от друга ради нашей же безопасности каждый день. Люди на Земле должны понимать, что у них - то же самое.


- В Интернете бытует расхожий миф, что на МКС космонавты общаются, используя исключительно иностранный язык: то есть американские астронавты обращаются к россиянам только на русском языке, а российские космонавты общаются с коллегами, соответственно, на английском. Действительно ли это так?

- Официальным языком операций для МКС является английский. Официальным языком операций на «Союзе» является русский язык. Дело в том, что члены экипажа часто говорят и на русском, и английском языках друг с другом. Когда астронавты и космонавты только начинают изучать новый язык, полезно на нём говорить, а слушать на своём языке, так что миф, в основном, правдивый.

- Есть ли на МКС какие-то особенные традиции, присущие только «космической нации»?

- По традиции мы стараемся завтракать, обедать и ужинать вместе, насколько это возможно. Так же, как в семье, мы говорим за столом о том, как прошёл наш день, о наших семьях, оставшихся дома, о наших надеждах и мечтах. Ещё мы традиционно отмечаем вместе дни рождения друг друга, Рождество и Новый год. Когда новый экипаж прибывает на МКС, мы угощаем их и показываем станцию.

- Дэн, в каких странах мира вы побывали?

- Сейчас я живу в России, но во время выведения (на орбиту, прим. ред.) и приземления «Союза» я находился в Казахстане. Когда мы проводим подготовку к полёту, то живём в Кёльне (Германия). Также есть маленький город в полутора часах езды от Токио (Япония), называется Цукуба, и в Канаде есть космический центр недалеко от Монреаля. Это страны, где я был по работе, но есть ещё много стран, где я побывал.

- Дэниел, а есть ли у Вас любимое место на Земле?

- Конечно, мой дом. Я думаю, что один из самых трудных аспектов полёта на станцию - то, что нужно быть долгое время далеко от семьи - обычно шесть месяцев. По-английски мы говорим «There’s no place like home». Это очень верно. Мой дом находится в штате Массачусетс, недалеко от Бостона. Это место называется мыс Код, по названию рыбы (Cape Cod «мыс трески»; прим. ред.).

- Как Вы думаете, насколько близки миссия космонавта и миссия ЭТНОМИРа?

- Целью ЭТНОМИРа, как я понимаю, является содействие взаимопониманию между людьми разных культур и разных стран. Основная цель МКС - исследовать космос. Но в то же время это масштабная международная программа, проводимая 15-ю странами мира. Мы построили дом в космосе, узнали друг о друге и показали миру, что великие страны могут отложить в сторону свои разногласия и делать великие дела во имя доверия, мира и дружбы.

- Вы в ЭТНОМИРе уже не впервые. Каким было ваше первое впечатление о парке? Что удивило вас больше всего?

- Это мой второй приезд в ЭТНОМИР. Когда я приехал сюда в прошлом году, был удивлён тому, насколько он большой и сколько удивительных экспонатов, показывающих культуру всего мира, представлено здесь. Но больше всего я был поражён страстью и волнением людей, которые здесь работают.


- Многое ли изменилось в парке за этот год?

- С тех пор, как я был здесь в прошлом году, появилось много новых экспонатов. Но неизменно то, что люди здесь всё так же взволнованы и увлечены тем, что они делают. И это здорово!

Беседа с Дэном Бёрбанком подарила удивительно трепетное чувство: рядом с тобой сидит человек, который делает такое большое, важное, трудное дело. Сколько всего надо знать, уметь, сколько труда и здоровья отдать, чтобы полететь работать на космическую станцию! Но чем выше его полёт, тем он ближе к людям, проще, общительнее и добрее.


Научная и исследовательская работа отважных космонавтов и астронавтов из разных стран обладает безусловной, неоспоримой важностью. Но куда ценнее то, что тот, кто видел Землю «лицом к лицу», подтверждает: из космоса не видно границ государств. А значит, разные народы, собравшись вместе, могут совершать настоящие чудеса, и МКС - яркое тому доказательство.

Возврат к списку


Медиатека

Архив новостей

Июль
2006
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Билеты в парк
Отели


Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен