Леонид Круглов: «Путешествия приближают к бессмертию»
Леонид Круглов - историк, этнограф, фотограф, режиссер, член Русского географического общества, руководитель проекта «Диалог со всем миром» Института этнологии и антропологии РАН, постоянный автор журналов «GEO», «National Geographic», «Итоги» и человек, совершивший двадцать экспедиций в самые труднодоступные уголки земного шара. О вреде и благах глобализации, потерянном рае и разнице между первобытным и современным человеком читайте в эксклюзивном интервью для ЭТНОМИРа.
Здравствуйте, Леонид! Вопросов к Вам как к человеку, объехавшему большую часть земного шара, очень много. Прежде всего, интересует цель ваших путешествий. Для чего Вы снова и снова отправляетесь в опасные и трудные экспедиции?
Мои путешествия - это уже образ жизни. Среди моих друзей и знакомых множество представителей очень интересных профессий, но то, к чему на сегодняшний день пришел я – это действительно мое. И я не представляю, как мог бы жить иначе.
Насколько большой резонанс в обществе вызвал ваш последний фильм «По следам великих русских путешественников»?
Первый канал - мне кажется, остается самым популярным среди россиян. Поэтому крупные телевизионные проекты, транслирующиеся на Первом, сразу становятся заметными. Судя по откликам, полученным от телезрителей, мой сериал порадовал очень многих, даже несмотря на то, что он шел в дневное время по воскресеньям. Его сравнивают с проектом Сенкевича. Если помните, Юрий Сенкевич в свое время вел легендарную программу «Клуб путешественников». После его проекта ничего подобного, к сожалению, на Первом канале больше не создавалось. Надеюсь, в ближайшем будущем мои экспедиции продолжатся, и мы снимем новый сериал, на этот раз посвященный русскому Северу.
Это Ваш новый проект?
Да. Он называется «Великий северный путь». Эта экспедиция начнется в феврале и продлится два года. За это время нам предстоит преодолеть путь длиной в 10 000 километров от Архангельской области до Чукотки. Мы планируем совершить путешествие по самым труднодоступным районам Дальнего Востока и Крайнего Севера, при этом передвигаться придется на ледоколах, вездеходах, поморских ладьях, собачьих упряжках, оленях, лыжах и даже пешком. Проект очень масштабный, сложный, так как путешествовать по нашему русскому Северу гораздо труднее, чем по любым районам Африки и Южной Америки.
Леонид, сегодня на российском телевидении есть множество программ о путешествиях. Скажите, то, что делаете Вы, чем-то отличается от работы коллег по цеху?
Я считаю, что фильмы и рассказы о путешествиях в первую очередь должны передавать дух открытий и приключений. Именно поэтому мне важно самому прочувствовать все путешествие, чтобы я мог показать зрителям изнутри то, что вижу сам.
Когда я отправлялся в кругосветное путешествие, в порту французского Бреста стояли бок о бок два самых больших российских учебных парусника - барк «Седов», на котором совершал кругосветку я, и барк «Крузенштерн», на котором находился Михаил Кожухов (российский журналист и телеведущий. Прим.ред.). Позже выяснилось, что он тоже снимал фильм о первом русском кругосветном путешествии. Но когда я сравнил результаты, то понял, насколько различаются наши идеи и подходы. Если мне было важно пройти путешествие от начала до конца самому, управлять парусами во время шторма, справляться с возникающими трудностями, то он неделю проплавал на «Крузенштерне», снял необходимые кадры и уехал, а в последующие точки экспедиции прилетал на самолете. У него получилась лекция, у меня - приключение.
Леонид, нужно отметить, что ни одна из Ваших экспедиция не отличалась легкостью. Сколько времени у Вас уходит на подготовку путешествий?
Всегда по-разному. Бывает, что на подготовку и реализацию экспедиции уходит несколько лет, потому что с первого раза что-то не удается. Взять ту же экспедицию к людям, живущим на деревьях в самом сердце Папуа-Новой Гвинеи. По сути, я бился над ней семь или восемь лет. В первый раз мы потерпели неудачу потому, что с местными племенами не существовало никакого контакта. Они были абсолютно изолированы от влияния извне, и мы элементарно не смогли найти проводника, чтобы пройти вглубь леса. Тогда племена вели настоящие военные действия - не хотели пускать чужаков на свою территорию, и экспедицию, естественно, пришлось отложить. Это было около десяти лет назад. После этого несколько лет ушло на поиски местного проводника и нужных сведений. Как я уже сказал, племена жили изолированно, и единственными людьми, установившими с ними хоть какой-то контакт, были голландские миссионеры. Их дневники я разыскал в Лондонской библиотеке, и только после изучения этих записей, после того, как я нашел друзей и проводников в Папуа-Новой Гвинее, мне удалось углубиться в лес, найти племена и провести среди людей, живущих на деревьях, довольно много времени.
Леонид, а какими качествами, по-вашему, должен обладать настоящий путешественник? Каждому ли это дано?
Я знаю стопроцентно, что путешественник заложен в каждом человеке. Просто многие по разным причинам откладывают путешествия на потом. Но неслучайно многие пожилые люди, выйдя на пенсию, тратят накопления именно на путешествия. Это, наверное, одна из самых важных составляющих жизни. Как говорил Иван Бунин: «Человека делают счастливым три вещи - любовь, работа и возможность путешествовать».
Вы говорили, что первобытные люди счастливее нас. А какой мир для вас ближе - первобытный или цивилизованный?
Мне близки оба мира. Я считаю, что в идеале они должны наладить между собой гармоничное взаимодействие, как это сделано в Сингапуре (Малайзия). Там небоскребы соседствуют с джунглями, а в городских парках обитают редкие животные и птицы. При этом никакой апокалиптической картины вроде джунглей, поглощающих город, там нет. Природа и город живут в гармонии друг с другом, и вот это по-настоящему здорово. ЭТНОМИР, кстати, тоже великолепный пример такого симбиоза. Мне очень нравится, что у вас в едином пространстве сосуществуют люди и редкие животные, в этнических домиках восстанавливают традиции и древние ремесла… Жить так гораздо интереснее, чем обитать в мегаполисе или за каменным забором коттеджа.
Леонид, на празднике «Северное сияние» прошла церемония закладки первого камня в строительство Вашего дома-студии «Музей путешествий». Насколько серьезно Ваше намерение жить в ЭТНОМИРе, и чем оно продиктовано?
Мне действительно очень хотелось бы жить в ЭТНОМИРе, это было бы интересно и для меня, и для гостей парка. Я очень впечатлен здешней атмосферой - открытой, дружелюбной. Поскольку большую часть жизни я провожу в путешествиях, мне бы хотелось, чтобы мой дом в ЭТНОМИРе был открыт для гостей и представлял собой некую лабораторию, где бы я разрабатывал новые экспедиции, размещал материалы совершенных путешествий и делился бы самым интересным с людьми, пришедшими в ЭТНОМИР. Кроме того, мне хочется сделать там небольшой кинозал, где гости могли бы смотреть фильмы, которые я регулярно привожу из экспедиций.
Сегодня все мои «трофеи» хранятся в квартире, но я уже три раза отдавал огромные коллекции этнических редкостей. Коллекции пополняются с каждым возвращением из очередного путешествия. А мне бы хотелось собрать все в едином пространстве, чтобы люди могли прийти и увидеть все сразу. Мне кажется, это будет интересной особенностью ЭТНОМИРа. (7 декабря в ЭТНОМИРе был заложен первый камень в строительство Музея путешествий, а уже 2 января Леонид Круглов начнет работу над своей новой экспедицией по русскому Северу в одной из изб Музея Русской Печи в ЭТНОМИРе, где временно будет располагаться студия путешественника, и проведет предпремьерный показ своего нового фильма «Вокруг Света в 3D», получившего Гран-при V Московского кинофестиваля 3D-фильмов. - Прим.ред.)
Леонид, а какой предмет в Вашей коллекции является самым любимым и почему?
Я коллекционирую редкие предметы ручной работы и каждым предметом своей коллекции очень дорожу, потому что на создание таких вещей уходят месяцы, а порой и годы. Но самым ценным и уникальным, пожалуй, является нос деревянной лодки, на котором изображен очень интересный мифологический сюжет - человек на коленях молится огромной голове. Похожий сюжет, кстати, есть и в древнерусской мифологии. Он символизирует связь человека с духами предков. Этот предмет я нашел в одной из продовольственных лавок во время экспедиции в Папуа-Новую Гвинею.
По пути мы проплывали через поселения асматов - этого печально известного племени, в котором в свое время бесследно пропал известный антрополог и коллекционер Майкл Рокфеллер. В одном из поселков, которые соединяют цивилизованный мир с нецивилизованным, мы закупали продукты питания для экспедиции. Там, среди риса и консервов я заметил необычный обломок, рассмотрел его и выкупил у торговца за сущие копейки. А уже после возвращения домой проверил и выяснил, что эта деревяшка - коллекционный предмет: похожие вещи выставляются в мировых музеях.
Наверное, помимо редких этнических предметов Вы коллекционируете еще и впечатления. В своем интервью Елене Ханге Вы рассказывали про ритуалы, которые наблюдали в африканских первобытных племенах. А какой ритуал запомнился Вам больше других?
Я недавно отбирал фотографии для выставки в художественной галерее и пытался определить самый ценный кадр, который мне удалось снять за годы путешествий. Пожалуй, им является снимок, сделанный во время церемонии под названием «посола», которая совершается на острове Сумба в Тихом океане. Эта церемония представляет собой битву верхних и нижних деревень, лучшие всадники которых сталкиваются между собой в ритуальной схватке.
Но удивительно не это, а кульминация церемонии. После битвы старейшины и жрецы обеих деревень собираются у моря, встречают появляющуюся из морских вод «богиню», и... поедают ее. Может прозвучать жутко, но это является своеобразным причастием. А богиня представляет собой миллионы разноцветных червячков, которые только раз в году в определенный час как по волшебству появляются из моря.
Хорошо, что Вы уточнили, что представляет собой эта богиня - в противном случае можно было бы подумать, что эти люди - каннибалы. Леонид, Вы побывали в двадцати экспедициях. А любимое путешествие у Вас есть?
Мне дороги воспоминания обо всех моих путешествиях, но любимой считаю экспедицию к раннехристианским храмам, сохранившимся в горных районах Эфиопии. Эти постройки датируются III-IV веками н.э., когда христианство начало распространяться на континент из районов нынешнего Египта - в те времена первые христиане были вынуждены скрываться высоко в горах.
Я словно побывал в Средневековье. Там сохранились не только храмы, но и уклад той жизни, которую вели наши предки много столетий назад. К примеру, для того, чтобы попасть на всенощную службу, которая, кстати, действительно длится всю ночь, необходимо вскарабкаться по отвесной скале, а затем осторожно пройти по очень узкому карнизу шириной в двадцать сантиметров. Но после того, как ты преодолеваешь этот путь, меняется отношение к происходящему в храме, ведь теперь ты не просто случайный прохожий, ты завоевал свое право находиться там. Кстати, один из кадров этой экспедиции присутствует на выставке «Вокруг света», которая сейчас проходит в ЭТНОМИРе.
В чем разница между путешественником и монахом?
Я думаю, по сути, они очень близки. Когда отправляешься в путешествие, приходится отказываться от привычек комфортной повседневной жизни. Ты совершаешь свой путь, пребывая в особенном, аскетическом, сосредоточенном, изолированном от обычного мира состоянии. Истинное путешествие в чем-то очень похоже на монашеские скитания.
Так многие моряки, пережив смертельную опасность во время бури или шторма, становятся глубоко верующими людьми. Но не догматически, а внутренне. В дневниках Миклухо-Маклая, описывающих его путешествие в Папуа-Новую Гвинею, есть интересный пример. Несмотря на то, что этот путешественник всегда был окружен людьми, участвовал в их войнах, постоянно общался с местными жителями, свой дом он упоминал в дневниках не иначе как «моя келья». И я очень хорошо понимаю, почему.
Монахи уходят в кельи ради просветления, в поисках собственного рая. А Вы нашли свой рай на Земле?
Скорее наоборот, в своих путешествиях я рай не нашел, а потерял. Не раз, отправляясь в труднодоступные уголки земного шара, я надеялся найти последний уголок планеты, где люди до сих пор живут в райском единении с природой. И когда я отправился в Папуа-Новую Гвинею и увидел эти фантастические леса и людей, живущих на деревьях, я подумал, что нашел последний рай на земле. Но оказалось, что эти люди живут на грани жизни и смерти, что цивилизация неудержимо надвигается на них в лице многочисленных исследователей, стремящихся разбогатеть на своих открытиях. И этот первозданный, нетронутый современным человеком лес погибает, а его жители вымирают от голода, войн и болезней. Картинка обретенного рая разрушилась прямо у меня на глазах.
Так я убедился, что рая на земле не существует. Мы живем в то время, когда человеческий рай стремительно исчезает. Еще недавно на землях Северной Америки паслись огромные стада бизонов, а реки и моря были полны рыбы. Но сегодня планета перенаселена, и невосполнимых природных ресурсов уже не хватает на то, чтобы обеспечить нас всем необходимым. С каждой секундой человечество все больше отдаляется от рая на земле.
Тем не менее, в некоторых интервью Вы рассказывали, что много раз в своих экспедициях наблюдали те же картины, что и русские путешественники несколько веков назад. То есть глобализация охватила не всю планету...
Да, последние элементы первобытной культуры где-то сохраняются до сих пор. Но технократическая цивилизация и англосаксонское мышление распространяются очень агрессивно, а под давлением глобализации дикая природа и самобытные культуры просто растворяются.
Тем не менее, я не считаю, что это плохо. Я уверен, что глобализация позволит человечеству выйти на совершенно новый уровень развития. Одно дело - жить в раю, где у тебя изначально есть все необходимое, и совсем другое - добиваться и решать свои проблемы самим. Вспомним того же Будду. Родители нарочно изолировали его от внешнего мира, и до поры до времени он жил во дворце, окруженный роскошью и слугами, не подозревая о проблемах, существующих за пределами его дома. Но выход из дворца, знакомство с миром и настоящей жизнью привели его к просветлению.
Я думаю, что тот же самый урок ждет и все человечество. Мы стремительно уходим из состояния райского неведения, начинаем сталкиваться с серьезными экологическими проблемами и с проблемой выживания. Но в любом кризисе всегда есть и положительная сторона. Надеюсь, вскоре перед нами откроются совершенно новые горизонты.
А какова Ваша зона комфорта как человека и путешественника?
Мне почему-то захотелось сказать - весь мир (смеется). На самом деле, с одной стороны, я считаю себя человеком мира и ощущаю весь мир своим домом. С другой стороны, мне очень комфортно и уютно в маленьких этнических домиках – русских избах, украинских мазанках, африканских хижинах, монгольских юртах. Для счастья мне вполне достаточно такого пространства, как юрта.
Как Вы относитесь к вегетарианству?
Нормально, но без фанатизма. Я не считаю отказ от пищи животного происхождения ключом к гармонии. Самый короткий путь к гармонии - это жить, прислушиваясь к себе, своим инстинктам. Как путешественник, я часто ем самую невероятную пищу и не могу придерживаться определенной системы питания. Находясь в экспедициях, я питаюсь тем, чем питаются местные жители - иногда только растительной пищей, иногда только мясной, иногда и вовсе насекомыми или даже крысами.
Как Вы считаете, чему стоит поучиться нам у аборигенов, а им - у нас?
Думаю, мы можем учиться их бережному отношению к природе и времени. Первобытные люди никогда не берут больше, чем им необходимо, для выживания, не истощают ресурсы. Один из индейских вождей попытался донести эту мысль до американцев: «Когда в реках исчезнет вся рыба, а в лесах больше не будет оленей, вы поймете, что доллары есть нельзя». Я ее полностью разделяю.
А аборигенам у нас стоит учиться нашей организованности, целеустремленности, умению следовать графику и подчиняться расписанию, и, конечно, владению современными техническими средствами. Я думаю, по-настоящему гармоничный человек должен совмещать в себе первобытного и современного человека.
Леонид, наверняка во время экспедиций помимо опасностей Вы пережили и множество позитивных моментов. Расскажите про самый курьезный случай, произошедший с Вами в путешествии!
Действительно, курьезов много. Мне вспомнился такой: однажды мы с моим другом, путешественником Яцеком Палкевичем отправились в экспедицию в Перу, чтобы найти последних инков.
Добравшись до маленького городка на границе с Бразилией, где заканчивается гряда Анд и начинаются джунгли Амазонки, мы нашли местного проводника и договорились с владельцем небольшого автобуса об аренде его транспорта для перевозки нашего снаряжения и продуктов питания. Утром следующего дня, разыскав наш автобус, мы опешили - за рулем находился незнакомый человек, а в салоне - несколько индейцев, в квадратных пончо и шляпах. Впрочем, сидели они очень тихо и никакой опасности не представляли. Яцек возмущался, поскольку мы оплатили аренду всего автобуса целиком, но я успокоил его, решив, что мы ничего потеряем, если немного поможем нежданным пассажирам. Мы отправились в путь. Но уже через 20 минут последовала неожиданная остановка у соседней деревни, где к нам присоединились еще несколько женщин и детей, несущих в руках кур и корзинки яиц. Мой спутник опять начал волноваться, но доказать что-либо не представлялось возможным, так как человека, с которым заключался уговор, с нами не было. По пути мы останавливались в каждой деревне и «подбирали» все новых пассажиров. Когда в салоне не осталось места, я вздохнул с облегчением, ожидая, что больше остановок не будет. Не тут-то было! На крыше нашего транспортного средства обнаружилась дополнительная платформа для пассажиров, которым не хватило места внутри. Попутчиков становилось все больше - кто с курами, кто с овцами, кто с бычками. В конце концов, наш автобус стал похож на лукошко, из которого во все стороны торчат люди и домашний скот. При этом индейцы вели себя очень тихо, даже их домашние животные не издавали ни звука. А вот Яцек извергал такие проклятия, что, приведи я их сейчас, ни один журнал не напечатает это интервью.
В какой-то момент наш автобус остановился, издав ужасающий скрежет. Я пробрался к водителю, чтобы узнать, что произошло. И тот совершенно спокойно - так спокойно могут говорить только индейцы - сообщил, что при повороте у автобуса отказали тормоза, и нам чудом удалось остановиться на краю пропасти. Представляете? Вот такой курьез, рожденный различиями в мышлении индейцев и европейцев (улыбается).
Немного пугающая история в духе комедийного жанра! Леонид, так Вам удалось в результате найти инков?
Да, конечно. Покинув неисправный автобус, мы пересели на лошадей и добрались до Анд. Там, на самой границе горной гряды мы обнаружили поселения индейцев керас - они-то и являются последними потомками древних инков. Нам даже повезло стать свидетелями их уникальных церемоний. Например, ритуал поклонения солнцу, проводимый в день летнего солнцестояния. Индейцы выстраиваются на краю обрыва и с восходом солнца сбрасывают в пропасть вещи, которыми дорожат больше всего. Это подношение Великому Светилу.
Удивительно, но индейцы считают, что золото - это слезы Солнца, потому этот металл, по их мнению, не принадлежит человеку. Они украшали храмы золотом для того, чтобы угодить божеству, а не для накопления золотого запаса. Именно по этой причине они так спокойно отдали золото пришедшим в Южную Америку конкистадорам.
Что ж, Леонид, наше интервью подошло к концу. Большое спасибо Вам за интересную беседу и до новых встреч в ЭТНОМИРе!
До новых встреч!
Фото: из личного архива Леонида Круглова
Архив новостей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |