Ожившие ремёсла мира


29 сентября 2016 Репортажи

Возрождая ремесленные традиции России и мира, в минувшие выходные, 24-25 сентября 2016 года, на V Международной ярмарке «Мастера и ремёсла» ЭТНОМИР объединил около 40 мастеров и ремесленников из 12 городов и регионов России, а также мастериц Бухарского центра развития ремёсел (Узбекистан). За 2 дня ярмарки ремёсел они провели порядка 125 мастер-классов по самым разным видам рукоделия, в которых принимали участие и дети, и женщины, и даже мужчины. О секретах легендарных русских ремёсел, необходимости их возрождения и удивительных людях, связавших с народным промыслом свою судьбу, читайте в нашем репортаже.

Гончарный мастер-класс в ЭТНОМИРе

«Ремесло дороже золота», - говорили на Руси. Может быть, оттого почти в каждом регионе России рождались свои уникальные промыслы, а сегодня керамика Гжели и палехская миниатюра, жостовская, хохломская и городецкая росписи, павлопосадские шали, оренбургские платки, вологодское и елецкое кружево известны на весь мир.

Этим и многим другим древним и современным ремёслам можно было научиться на прошедшем празднике у мастеров и рукодельниц. В 13 домиках-павильонах Улицы Мира с раннего утра до самого вечера проводились мастер-классы. И если создание поделок из полимерной глины, войлока, бисера, сутажа, фоамирана, кожи, ткачество на колышках, вязание, бухарская вышивка, плетение ирландского и елецкого кружева и другие занятия больше увлекали девушек и женщин, то резьба по дереву, фигурная ковка по металлу или мастер-класс от печных дел мастера с 26-летним стажем Михаила Смирнова пришлись по вкусу мужчинам всех возрастов.

Мастер-класс печных дел мастера с 26-летним стажем Михаила Смирнова

Уже в самом начале Улицы Мира притягивали взгляд красивейшие изделия с замысловатой бухарской вышивкой сюзане, вобравшие в себя колорит солнечного Узбекистана. Засмотревшись хитросплетениями узоров на гладких шёлковых тканях, мы решили выведать секреты ремесла у директора Бухарского центра развития ремёсел Матлюбы Базаровой:

«Основа вышивки сюзане - шёлковая ткань, сотканная вручную. Мы до сих пор используем только натуральные краски, которые добываем на плантации местного региона из деревьев, растений, фруктов и овощей. К примеру, кожура граната даёт жёлтую краску, шелуха красного лука - коричневую, а малина - насыщенный красный цвет. С чёрной краской сложнее: для неё нужен раствор, который готовится из масла, бобов, муки и железа путём квашения в течение 3 недель. Такие краски очень качественные и благодаря им изделия остаются красивыми долгое время.

Ещё одна традиционная особенность вышивки - природные орнаменты, каждый из которых несёт в себе символическое значение. Так, миндаль - символ счастья и долголетия. Гранат - символ духовного и материального обогащения. Таким образом, каждое изделие не только украшает, но и несёт доброе послание, зашифрованное в символах.

Наш центр создал 2 000 рабочих мест путём возрождения свыше 50 видов национальных ремёсел. Сегодня наши ремесленники достигли впечатляющих успехов и являются регулярными участниками международных выставок и ярмарок, постоянно совершенствуя качество и дизайн своей продукции и представляя её на мировом рынке.

Поэтому я уверена, что ремёсла занимают большое место в развитии и сохранении культурного наследия каждого народа. Их необходимо возрождать, совершенствовать и передавать будущим поколениям во имя культурного диалога между нациями, как это происходило испокон веков».

Мастер по вязанию оренбургского платка, менеджер передвижной выставки «Оренбургский пуховый платок» Тамара Васильевна Синельникова

Продвигаясь дальше, мимо авторской и народной славянской игрушки, шедевров из папье-маше, объёмных картин, вышитых лентами, и других произведений и их создателей, мы дошли до оренбургских пуховых платков. И сразу вспомнилось - детство, бабушка, лютая зимняя стужа и удивительное тепло, которое дарит тончайший, белоснежный пуховый платочек. Как же так получается, в чём секрет этих изделий, известных на весь мир? Ответы на эти вопросы мы узнали у мастера по вязанию оренбургского платка, менеджера передвижной выставки «Оренбургский пуховый платок» Тамары Васильевны Синельниковой, которая вот уже 15 лет путешествует по городам России и мира и возрождает былую славу оренбургского платка:

«Есть в оренбургских пуховых платках своя тайна, своя загадка: как могла неграмотная женщина в небогатой избе казахской семьи произвести на свет истинное чудо, ведь платки прошлых веков были ещё тоньше, чем современные, и еще больших размеров. Конечно, слава о тончайшей работе оренбургских пуховниц разнеслась по всему миру.

Уникальность оренбургского платка - в особом губерлинском пухе, толщина волокна которого - 14-16 микрон. Только из него можно прясть тоненькие ниточки. Особенна и технология прядения. Оренбургские платки называют незапрядными: пуховница прядёт чистую пуховую нитку на веретено, а на другом веретене, большего размера, соединяет эту нить с шёлковой, хлопковой или батистовой, обвивая пух ниточкой со скоростью 180 кручений на метр в обратном прядению направлении. Поэтому изделия получаются тонкими, крепкими и прочными.

На всех изделиях, куда бы мы ни бросили взгляд, ярко выражены геометрические узоры. Как во всех изделиях народного творчества, главные составляющие узора присутствуют в оренбургских платках и сегодня, но каждая пуховница по-своему компонует элементы.

Конечно, народное достояние нужно сохранять, ведь Россия и славится своими промыслами. И оренбургский пуховый платок - наша национальная ценность».

Ещё один древний русский промысел - резьбу по дереву - демонстрировал на ярмарке член Союза художников России, председатель Ногинского отделения «Художники Богородского края» Союза художников Подмосковья Владимир Сергеевич Аинцев.

Член Союза художников России, председатель Ногинского отделения «Художники Богородского края» Союза художников Подмосковья Владимир Сергеевич Аинцев

Когда мы попросили его показать несколько приёмов, отказался наотрез: «Не женское это дело!». Зато рассказал про промысел с удовольствием:

«Увлёкся я резьбой давно - лет в 25. Хотелось научиться промыслу так, как это делали старые мастера. Ездил в город Семёнов, встретился с тогда живущими мастерами резьбы по дереву, посмотрел, как они работают, как делают ковши из липы, как вырезают барочную резьбу, которая сейчас в музеях висит как промысел Нижегородской губернии.

А раньше как было: годах в 1860-1880 такой резьбой украшали барки - маленькие лодочки, которые плыли по реке Волге. Потом, когда появились парусные пароходы, резьба стала не нужна. И бригады резчиков, оставшиеся без работы, стали украшать резьбой дома прибрежных деревень. Просуществовал этот промысел 100 лет. У меня даже панно такое есть - в память старым мастерам. Оно представляет собой избу с тремя окнами. В одном окне - плотник, который рубил избу, во втором - резчик, который её украшал, и в третьем - женщина, которая эту резьбу красила.

Но техника, конечно, трудоёмкая. Да и резьба не для каждого - это ремесло отсеивает лишних. Но мне этот процесс душу греет. Сегодня народ молодой, шустрый, все в компьютерах сидят. А тут философия жизни другая: дерево не терпит спешки. Но я очень благодарен ЭТНОМИРу за то, что здесь многое возрождается - не камуфляжно, а по-настоящему».

Выставка резных деревянных фигур героев русских сказок из частной коллекции семьи Болысовых

Кстати, ещё одними произведениями умелых резчиков по дереву гости смогли полюбоваться на любопытной выставке резных деревянных фигур героев русских сказок из частной коллекции семьи Болысовых. Свою коллекцию супруги Болысовы собирали не один год: сегодня она насчитывает десятки экспонатов.

Конечно, мы не смогли пройти мимо вологодского кружева, которое терпеливо плела на деревянных коклюшках кружевница. Приехав на ярмарку при поддержке Московского дома национальностей, вологодские мастерицы раскрывали перед гостями ярмарки секреты векового русского промысла, собрав вокруг себя немало заинтересовавшихся.

«В Вологде промысел кружевоплетения очень хорошо прижился, и плели буквально во всех деревнях в конце XVIII - начале XIX века. Доходило до того, что даже мужчины садились плести, ведь это было очень доходным делом: одна кружевница могла прокормить всю семью.

Рисунки часто покупали у художницы, которая была, как правило, одна на целую волость, или привозили из Москвы и Петербурга, чтобы размножить и использовать. Причём это сейчас у нас есть бумага, калька. А раньше орнаменты накалывали на бересте. Частенько орнаменты подсматривали и у зарубежных мастериц, но неизменно переделывали на русский лад, таким образом, создавая русское кружево, которое полностью отличается от европейского.

После революции образовалась Ассоциация народного промысла и Научно-исследовательский институт, через который проходило всё советское кружево. Тогда же решили поделить кружево на районы, чего раньше не было. Так и появилось вологодская, елецкая и другие традиции русского кружевоплетения. И если Ельцу достались разные элементы, Вологде оставили фактически одну полотнянку (один из основных элементов коклюшечного кружева, способ переплетения нитей по схеме: сплести-перевить-сплести (в полный заплёт). Структура переплетения аналогична ткани полотна. Прим. ред.), которая и стала нашей визитной карточкой. Тем не менее, наши художники, закончившие Калининское училище прикладного искусства в Москве, вывели вологодский промысел на достаточно высокую ступень. Он стал называться даже не промыслом, а искусством. Многие наши художники получали звание Заслуженного художника России благодаря своей работе с кружевом.

На сегодняшний день Вологда меняет своё лицо. Теперь в кружево можно вводить любые элементы, никто уже не сопротивляется, цензуры нет, через институты кружево не проходит. Традиция остаётся на совести самих художников. Конечно, время сложное. Сейчас тяжело не только вологодскому промыслу, но и всем ремёслам, потому что нам, ремесленникам, нужна поддержка. А так как её сейчас нет, остаётся уповать на патриотизм и творческое начало ремесленников. У вологодского кружева последователи всё равно будут, потому что красота никогда не исчезает. Но нужно искать другие пути реализации», - рассказала главный художник фирмы «Снежинка» Евгения Евгеньевна Марочко.

Мастер-класс по кружевоплетению от главного художника фирмы «Снежинка» Евгении Евгеньевны Марочко

Одна из главных площадок любого праздника или фестиваля в ЭТНОМИРе - купол на площади Дружбы народов - и в эти выходные не пустовала. Утром здесь учили набивать игрушки и подушки из текстиля сотрудники крупнейшей российской текстильной фабрики «VESTA». Мастер-класс особенно полюбился детям: их маленькие юркие ручки то и дело ныряли в огромный мешок с синтепоном, чтобы достать охапку белого, как снег, мягкого наполнителя и заполнить им сшитую из двух половинок основу. Так, легко и просто, у ребят получались зверушки-подушки и миниатюрные котята со смешными, изогнутыми хвостами.

А в середине дня здесь развернулся праздничный концерт с песнями и плясками, зарядив зрителей молодецкой удалью и хорошим настроением. Сменяя друг друга, на сцене выступали артисты хореографического ансамбля «Шанс», народного ансамбля танца «Купава», а также очаровательные и талантливые студентки кафедры сольного народного пения Московского государственного института культуры Екатерина Нистряну и Мария Терунова.

Артисты народного ансамбля танца «Купава»

Какая же ярмарка без кукольного балаганчика? На ярмарке ремёсел в ЭТНОМИРе за народные увеселения отвечала лауреат международных фестивалей, руководитель фольклорного ансамбля «Петрушка» государственного бюджетного учреждения «Москонцерт» Татьяна Ильинична Чунакова. Она вместе с Петрушкой, Шамаханской царицей, князьями Киевскими, Алладином и другими старинными куклами-марионетками XIX века из музея С. В. Образцова показала ряд коротких, но ярких кукольных спектаклей, а после рассказала удивительную историю и главную тайну своего Петрушки, которой мы по строжайшему секрету поделимся с вами:

«Оказалась я в институте Гнесиных, куда поступила в 1982 году. После поступления на концерте этнографических фильмов я познакомилась с кукольницей Елизаветой Трофимовой, которая вела Петрушку по сцене как своего родного братца. Этот Петрушка - живой. Он живёт больше 100 лет, но я его сначала не полюбила: с красным носом, горбатый, странный. На следующий день я пошла домой к Лизавете. И когда она дала мне его подержать, он сразу заплясал в моих руках.

А Елизавета и говорит: «Ты будешь водить Петрушку!». Думаю: «Зачем мне этот Петрушка, у меня столько народных красивых песен. Не нужен он мне». А Петрушка уже тогда прилип к моим рукам и так всё сделал, что через полгода я его к себе в дом забрала. И стал Петрушка хозяином моего дома. Стал притягивать нужных художников, рисовать декорации, собирать кукол, которые нужны ему для спектаклей. И поэтому я неоднократно покупала одну, вторую, третью коллекции, которые сохраняли старые бабушки, - им было по 95 лет и работали они с Сергеем Образцовым в 20-м году прошлого века.

Этого Петрушку Образцов увидел у себя во дворе в руках уникального художника и кукольника Ивана Зайцева. Зайцев тогда глотал огонь и шпаги и так выступал мавром в клетке, что Образцов всё побросал и побежал во двор смотреть на этого уникального мастера, как он его называл в своих книжках, - последнего из могикан. Он его обожал.

Иван Зайцев вырезал для Образцова 5 сундуков кукол. Всё ему отдавал, учил оживлять Петрушку. Но Образцов взял пильщик (особое приспособление для создания «голоса Петрушки». Прим. ред.) и стал оживлять перчаточные куклы, поднимая голову наверх. Один раз пильщик полетел ему прямо в горло. Его спасли. И второй раз спасли. А в третий раз он решил больше не осваивать Петрушку. И так эти куклы с петрушкиным голосом остались на ярмарках в руках очень маленького количества людей.

Лизавета сохранила всех кукол и вместе со своей соратницей, 100-летней кукольницей Людмилой Дмитриевной Волковой, подарила мне этот голос. Та как-то раз взяла газету, положила пильщик в рот и прочитала так целый абзац. А как она это сделала, не объяснила. И свой первый пильщик я потеряла. Прошёл не один год, прежде чем я научилась делать это приспособление правильно: из двух жестянок, а между ними хлопковую тесёмку натягивать, обкручивать пильщик ниточкой и фиксировать. Сто раз сошьёшь до ста - получится легко и просто (смеётся).

Теперь уж около Петрушки живут и Буратино, и Панч, и Джуди, и Пунчинелло, и Карагёз, и три брата-акробата, и китайский жонглёр... У него 350 героев! Причём персонаж Петрушки очень древний: его прапрапрадедушку нашли при греческих раскопках и относят к IV веку до нашей эры.

В России оживляют Петрушку и владеют пильщиком только 3 человека. И марионетки, которые приехали в ЭТНОМИР - последние, исторические. Они вырезаны мастером из липы и передавались из поколения в поколение нашими кукольниками. Теперь мне надо обязательно кого-то научить и передать традицию при жизни. Я очень надеюсь, что ЭТНОМИР подхватит инициативу Петрушки - не зря он сюда просился!»

Руководитель фольклорного ансамбля «Петрушка» государственного бюджетного учреждения «Москонцерт» Татьяна Ильинична Чунакова

«С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся», - гласит пословица. Много мастеров повстречалось нам на прошедшей ярмарке, и каждый рассказывал о своём ремесле как о живом существе с горящим, бьющимся сердцем. Но есть и ещё одна закономерность - все мастера, к сожалению, уже не молоды. Однако, пока есть ЭТНОМИР и другие культурные центры, возрождающие и популяризующие народный промысел, ремесло будет жить. Ведь, может быть, на ярмарке «Мастера и ремёсла» гости этнопарка открыли для себя новое хобби. А это значит, что любовь к ремеслу заронила семечко в чью-то душу, чтобы через много лет прорасти и превратить простого человека в удивительного мастера.

Фотоальбом мероприятия.

Возврат к списку


Медиатека

Архив новостей

Октябрь
2002
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Билеты в парк
Отели


Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен