Дымковская роспись

Гончарное ремесло – один из старейших русских промыслов. Помимо полезной в быту утвари, на свет появлялись глиняные фигурки, которые выполняли роль игрушек и обрядовых предметов. Так началась история дымковской росписи – самобытного символа Вятского края и народного искусства России в целом.


Дымковская роспись

Праздничное побоище

Весенний праздник Свистопляска на Вятской земле отмечался с языческим размахом. Повод сложно назвать радостным: таким образом чтили память погибших в Хлыновском побоище. По преданию вятская и устюжская дружины в темноте перепутали друг друга с вражескими воинами, что закончилось большой трагедией. Но время лечит, и на память об этом событии остался праздник с песнями, плясками и, как видно из названия, свистом. Специально для этого изготавливали свистульки – игрушки с отверстиями. Вскоре это оформилось в традицию, а фигурки стали красить в яркие цвета. Так постепенно оформилась дымковская роспись, названная в честь слободы у города Вятки (ныне Кирова).

Возрождение росписи

Традиционно производством игрушек занималось женское население слободы Дымково. Мастерицы сами набирали в округе красную глину, месили её с речным песком и лепили фигурки. Из шарообразного комка формировалось тело, затем с плавными переходами жидкой глиной прикреплялись детали – руки, ноги, хвосты, аксессуары. После просушки поделку покрывали разведённым в молоке мелом, искусно расписывали красками, подчёркивали позолотой и добавляли последним слоем взбитое яйцо для яркости. Красочный товар привозили в Вятку, где игрушки охотно раскупали.

Искусство передавалось от поколения к поколению, но в 20-х годах XX века чуть не оказалось преданным забвению. Промысел от вымирания спасла мастерица Анна Мерзина, которая продолжала лепить игрушки, в то время как её товарки осваивали более выгодный тогда гипс. Чуть позднее была организована артель, чтобы мастерицы сохранили традиции и передали их будущему поколению. Так возродилась дымковская роспись на игрушках со всей своей самобытностью и узнаваемым почерком.

Особенности дымковской игрушки

Основные элементы росписи – круги, клетки, полоски и точки с чёткими границами. Кажется, что игрушку украшал ребёнок – возможно, поэтому она неизменно вызывает только положительные эмоции. Поскольку фигурки выполняются только вручную, на свете не существует двух абсолютно одинаковых изделий, каждая игрушка индивидуальна и с характером. Самые популярные образы – яркие птицы с пышными хвостами, барыни в изысканных городских нарядах, барашки, лошадки, колокольчики, кавалеры и всадники. Коллекционеры ценят сюжетные фигурки, с помощью которых можно создавать сценки – например, деревенский праздник.

Дымковская роспись всегда контрастная и жизнерадостная – чёрный цвет присутствует минимально, только для подчёркивания деталей. Такая игрушка уже несколько веков вызывает положительные эмоции, поэтому и пользуется спросом, поэтому-то незамысловатому и самобытному вятскому сувениру быть. И кстати, вмешательство современных технологий в производство до сих пор незначительно – традиции мастерства остаются неизменными.

Музей русской печи в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Музей русской печи в ЭТНОМИРе

Традиционную русскую печь видел каждый: на иллюстрациях к сказкам, в деревенском доме у бабушки, в музее. Но бывали ли вы внутри печи? Только в ЭТНОМИРе у вас есть такая возможность! Милости просим заглянуть в самую большую в мире Русскую Печь высотой с трёхэтажный дом и узнать всё о её истории и устройстве!

Поднявшись внутри по кованой винтовой лестнице на самый верх, вы окажетесь на одной из обзорных площадок ЭТНОМИРа. Отсюда открывается замечательный вид на парк и можно рассмотреть с высоты избы, расположенные вокруг печки.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен