Сказки народов Севера
Среди коренного населения России выделяют такую группу, как «народы Севера» – обитатели Сибири и Дальнего Востока. Ханты и вепсы, чукчи и эскимосы отличаются своеобразной культурой и славятся богатым устным народным творчеством – собственным фольклором. Сказки, как часть этого фольклора, некогда служили школой жизни для молодых охотников и оленеводов – они впитывали многолетнюю мудрость своего народа. Сегодня сказки народов Севера издаются отдельными сборниками и вызывают этнографический интерес у читателя.
Сказки народов Севера плотно переплетаются с мифологией и религией. Точное время их возникновения неизвестно, как и авторы. Собираясь вечером у костра, старшее поколение рассказывало младшим поучительные истории. Восприимчивая ко всему новому, молодёжь охотно запоминала и старалась подражать героям этих сказок. Без грубого назидания, ненавязчиво, старики учили детей добру, мужеству и противостоянию злым силам. От поведения юного поколения во многом зависела не только жизнь отдельного человека, но и выживание целого народа. Так, в сказке «Мальчик Идэ» бабушка, решив, что её внук недостаточно самостоятельный, оставила его одного в лесу, резонно ответив на его справедливое возмущение: «Разве ты не хочешь храбрым быть?». В этом и есть вся квинтэссенция народной правды и мудрости.
Сказка скрашивала досуг людей, вынужденных ежедневно существовать в суровых условиях. Недаром героями многих историй являются бедняки – бесстрашные, ловкие и сообразительные персонажи, которые в итоге преодолевают все трудности. Другие истории повествуют о быте охотников, рыболовов и оленеводов – причём довольно подробно. Третьи расскажут нам об обычаях и верованиях народов Севера. Большое внимание уделяется миру животных – внешний вид и повадки зверей северные жители объясняли по-своему. Например, откуда у зайца расщелина в губе? Оттого, что смеялся много над глупым песцом!
Элементам волшебства, вещим духам и потусторонним силам также нашлось место в сказках народов Севера. Богатыри-великаны, злые духи, йомы (ведьмы) сражаются с шаманами и положительными персонажами, причём добро в конце обязательно побеждает – а как же иначе! Хоть и надумал болотный дух Комполэн поссорить человека с животными, однако звери и люди всё же оказались умнее. А хаос в природе недопустим: северные народы считают её священной, берегут первозданную красоту и сызмала учатся понимать и трактовать знаки природы.
Главным пороком в условиях Севера была лень. Ленивые герои сказок обычно наказывались за своё поведение – их превращали в зверей или птиц. Так случилось с надменной и завистливой девочкой Айогой, не желавшей помогать матери: она стала гусыней. В сказке «Хвастливая лягушка» высмеивается зазнайство – несчастное земноводное было посрамлено и вынуждено прятаться в гнилостной болотной воде. Народы Севера считали главным качеством не физическую силу, а ловкость, находчивость. Пример тому – сказка «Медведь и Чалбача». Косолапый решил помериться силами с охотником, но, разумеется, позорно проиграл.
Сказки народов Севера обладают философией, тождественной системе общечеловеческих ценностей. Все мудрые искренне хотят сделать мир чуточку лучше, а для этого надо воспитывать в детях такие качества, как смелость, доброта и умение достойно справляться со сложностями.
Этнодвор «Север, Сибирь и Дальний Восток»
ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Главная задача этнодвора – показать многообразие сибирских народов, особенности их культуры. «Север, Сибирь и Дальний Восток» на территории ЭТНОМИРа располагается на 2 га земли. Здесь гармонично расположились: гостиница «Сибирия», чайная юрта, хан-юрта, поляна игр, костровое место, питомник ездовых собак, зоодом «Кобры-мобры», «ЭтноФерма», и огромный музей под открытым небом – Парк народов Сибири, в котором находятся десятки самых различных жилищ Сибири, Дальнего Востока и Севера: чумы, карамо и айлу, балок и алаж, балаган и ураса, свайные юрты и землянки, комплекс сэргэ и тотемные столбы.
Статьи по теме