Театр в Японии: но, кабуки и бунраку


7 декабря 2017

Все формы традиционного японского театра представляют собой необыкновенное зрелище. Каждый звук, движение, гримаса и даже предмет несут в себе определённый смысл, тысячи смыслов! Кроме того, сюжет и реплики не то чтобы доступны обычному неподготовленному зрителю. Но число поклонников этого самого зрелища не убывает.

театр ноСтарейшая форма японского театра но была заимствована в VIII веке в Китае и получила сегодняшние формы к XIV веку. Если первоначально сюжет и представления были близки к реальности, то со временем они становились все более стилизованными. Над сценой, по традиции, когда представление шло под открытым небом, возводится крыша. Задник сцены, сооружённой из необработанного дерева, украшает сосна – символ долголетия. Слева к сцене ведёт мостик под крышей, по которому актёры выходят на сцену и покидают её.

В театре но три основные группы ролей: главный герой в маске (ситэ), второстепенный герой (ваки) и комический персонаж (кёгэн). В театре но играют только мужчины, как и в кабуки, они исполняют также женские роли. Очень типичны пьесы с буддийским смыслом: дух, который после смерти его хозяина-человека не может обрести покой, просит странствующего монаха об избавлении, чтобы наконец погрузиться в нирвану. Очень впечатляют выступления актёров, изображающих духов и демонов.

Всего существует пять типов масок: боги, люди, красавицы, безумные женщины и черти. Маски неподвижны, но очень выразительны! В зависимости от сюжета маска меняется – нужно только внимательно следить за действием.

Текст пьес сегодня вряд ли кто-то понимает, включая японцев, пожалуй. Но незнание древнего языка не уменьшает глубокого впечатления, которое производит это грандиозное действо. Вот основные принципы символики театра но:

  • Высокий голос обычно принадлежит молодому человеку, женщине и дворянину, низкий – старому, отчаявшемуся человеку или лицу с низким общественным положением.
  • Бамбуковый веер может символизировать разные предметы: лук, меч, флягу, воду (если его держат раскрытым вниз) или выражать радость и возбуждение (если его держат раскрытым справа перед грудью).
  • Цвет одежды символизирует достоинства и высокое положение (белый), молодость и счастье (красный), силу (синий).
  • Особое значение имеет использование трёх барабанов и бамбуковой флейты. В тамбурин бьют, как правило, только для сопровождения танца или при выступлении артистов, изображающих богов, духов и демонов.
  • Представления театра но разбавляют юмористическими пьесками, кёгэн. Часто это весёлый диалог, в котором веер также изображает разнообразные предметы. Маски здесь необязательны, а если и используются, то это гротескные маски болванов.

Театр кабуки

Театр кабуки появился в Киото в 1604 году. Родоначальницей была Идзумо-но Окуни, которая пользовалась особым успехом у зрителей. В основном в театре играли женщины, чаще всего лёгкого поведения, поэтому правительство запретило постановки с их участием в 1629 году.

Современный театр кабуки построен по западному образцу, кроме ханамити и мавари-бутан. Ханамити, или цветочная дорога – это мост над головами зрителей, по нему ходят актёры, часто разыгрываются отдельные сцены. Мавари-бутан, или вращающаяся сцена, появилась примерно в XVII столетии. Она позволяла менять обстановку, декорации и актёров, не замедляя ход спектакля.

В кабуки прежде всего важна виртуозная игра актёров, будь то необузданный грубиян арагото, вежливый и мягкий герой-любовник вагото или ояма (женщина, которую играет мужчина). Актёры кабуки, как правило, специализируются на определённом амплуа, а для исполнения женских ролей изучают движения гейш, женскую мимику и манеру речи. Исполнители-мужчины воссоздают идеальный образ женщины древней Японии.

Обычно зритель знакомится с сюжетом по буклетам с либретто, поэтому полностью может отдаться наслаждению игрой актёров. В театре можно получить программки на английском языке или наушники, чтобы слушать перевод. Спектакли театра кабуки часто состоят из трёх или двух частей. Большинство зрителей ограничивается просмотром одной части, которая длится три, а то и четыре часа с антрактом!

Театр бунраку

Театр бунраку – это театр кукол, управляемых актёрами. Обычно куклой управляют три оператора. Самый неопытный отвечает за движение ног (асидзукай; аси - стопа) на протяжении десяти лет. Затем он работает в качестве хидаридзукай (хидари - левый) – управляет левой рукой. Наиболее опытный актёр – омодзукай (омо - лицо): он управляет головой и отвечает за мимику лица, кроме того, он двигает правой рукой и верхней частью туловища куклы. Обучение каждого оператора может длиться не один десяток лет.

Стоящих позади кукол актёров практически не видно. Они одеты в чёрное трико с капюшоном. Обычно лиц не видно, но если артист известен, ему позволяется не прятать лицо под капюшоном. Когда все трое одеты в чёрное, а внимание зала сконцентрировано на куклах, то через какое-то время зрители перестают замечать актёров. В Японии они и считаются невидимыми. Кисти, глаза, брови и рот кукол приводятся в движение маленькими рычажками и привязанными к ним нитями. Как в но и кабуки, в этом театре тоже есть свои излюбленные герои: самурай, молодой человек, женщина лёгкого поведения, красавица, которая в мгновение ока может превратиться в демона…

Гостиница «Восточная Азия»

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Гостиница «Восточная Азия»

Сегодня ЭТНОМИР представляет собой туристический кластер и культурно-образовательный центр, в котором у каждого посетителя появляется возможность «прожить» опыт разных народов через материальное и нематериальное наследие, понять их культурные коды и приблизиться к пониманию единства в многообразии всех народов Земли.

Самыми уникальными и популярными этническими объектами ЭТНОМИРа являются этноотели. Номера гостиницы «Восточная Азия» воссоздают аутентичные интерьеры Японии, Кореи и Китая и удивляют сочетанием экзотики и уюта. В архитектурном облике гостиницы также читаются стили трёх стран. Кровли «Восточной Азии» напоминают японский дом минка, корейский ханок и китайскую пагоду. На третьем этаже расположены смотровые площадки, с которых открывается чудесный вид на парк-музей «ЭТНОМИР».

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



ВОЙТИ В ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
E-mail:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
РЕГИСТРАЦИЯ
E-mail:*
Пароль:*
Повторите пароль:*
Имя:
Фамилия:
Телефон:

* - поля, обязательные для заполнения

Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов: