Руслан Байрамов: семь первых впечатлений
Руслан Байрамов - создатель «ЭТНОМИРа», музея под открытым небом с четко выраженной концепцией, продуманной стратегией развития и эффективной бизнес-моделью.
«Человек-легенда», «мечтатель, воссоздающий уникальное пространство в чистом поле» - о Руслане Байрамове я слышала это еще до того, как «Этномир» приобрел конкретные очертания с четко выраженной концепцией, продуманной стратегией развития и эффективной бизнес-моделью. Зная, что Руслан - бизнесмен, деятель, я с первых откликов о нем поняла, что в результате все именно так и будет, - надо просто подождать. Ведь у истоков лучших свершений человечества всегда стояли мечты.
Сейчас «Этномир» набирает обороты по всем направлениям - и как бизнес, и как бесконечный кипучий творческий процесс, рождающий всё новые и новые идеи. Мне удалось познакомиться с Русланом Байрамовым и взять у него интервью. Делюсь с вами своими впечатлениями...
Впечатление первое: вулкан
С появлением Руслана Фаталиевича сразу ощущаешь мощный поток энергии - немного жесткой, кипучей, но вместе с тем комфортной, чистой.
Руслан Фаталиевич, расскажите, пожалуйста, об истории рождения идеи «Этномира».
Все началось с моего детства. Я - дитя двух культур: родился в селе староверов, мои родителя были учителями русского языка и литературы. Мама - русская, отец - азербайджанец. И так получилось, что я с детства интересовался географией и в школе быстро выучил наизусть почти все страны и их столицы. Дальше - первое образование, потом второе - МГУ, теория государства и права, стратегический менеджмент. А еще в последние годы Советского Союза, в армии мне, девятнадцатилетнему, попали в руки книги по йоге и философии. Очень большое влияние на меня оказал журнал «Наука и религия» - особенно с учетом того, что я был атеистом, воспитанным в советское время. Так что желание сделать что-то хорошее, что могло бы соединять духовный и материальный миры, зрело во мне долго. А вот форма в виде этнических жилищ, в виде презентации культур начала формироваться и кристаллизоваться лет десять назад. Как-то в июле я поехал к другу на Иссык-Куль и переночевал в юрте. Меня за проведенные там две-три ночи, можно сказать, «торкнуло». Это универсальное сооружение, в котором кочевники жили тысячи лет. Я вспомнил свои образы из детства и юности: другие кочевья с родственниками со стороны отца в горах летом (зимой они спускались на равнины). А еще русские избы, баню «по-черному» - жизнь, которой жили мои предки по материнской линии. В итоге мы привезли юрту в Москву как раз десять лет назад и поставили здесь, у торгового центра «Трамплин». Она вызвала всплеск эмоций, и прежде всего у азиатов: они выходят из метро, и на лицах киргизов, казахов мы видели всё - от умиления до шока. Юрта простояла месяца два; потом мы поставили избушку, которая дала гигантскую обратную связь: мужчины начинали говорить о срубах, бабушки - плакать и вспоминать детство и так далее. А мы поняли, что апелляция к сельским и архетипическим корням правильная. В 2005 году мы создали международный фонд «Диалог культур - Единый мир» и стали искать землю под этнические жилища. В процессе поиска начала обретать стройную концепцию и идея «Этномира» - идея воссоздания образа жизни людей из самых разных точек планеты, их архитектуры, быта, традиций, ремесел. Мы поняли, что нужна цельная картина мира, и купили землю в Калужской области. Затем привезли первые 10 юрт, презентовали проект местным властям и получили их поддержку. Дело пошло шаг за шагом...
Впечатление второе: искренность
Манера общаться - одна из самых ярких характеристик человека. Руслан - открытый собеседник: говорит легко, просто, искренно, понятным языком, не подбирая слов специально, - так, как чувствует.
Какие события вы отнесли бы к значимым этапам развития «Этномира»?
В моей философии существует такое понятие, как «точка невозврата» - для «этномирян», для Калужской области, для страны или лично для меня. Одной из первых «точек невозврата», конечно же, была покупка земли. Где-то через год министр экономического развития Калужской области Николай Викторович Любимов нас очень сильно поддержал с концепцией рекреационного культурно-образовательного центра - это, можно сказать, была вторая подобная «точка». Тогда же и власти Калужской области нас не просто поддержали, но и всячески помогли с продвижением проекта. Дальше наступил 2009 год, принявший эстафету у кризисного 2008 го. Люди тогда больше думали о том, как выживать, - а мы готовились к очередной нашей Масленице, падали с ног, чтобы она получилась самой лучшей. И к нам приехало три тысячи человек. Так и случилась третья «точка невозврата» - когда нас приняли не только власти, но и народ Калужской области. Признание федеральными властями произошло, наверное, года два назад. Сейчас мы работаем с министерствами и с федеральными агентствами. Важной вехой стал и 2014 год, когда мы стали востребованы и в других регионах России. К нам приезжают коллеги, гости, министры экономического развития, министры туризма и культуры, иногда даже губернаторы других областей за опытом. А сейчас я надеюсь, что за пять лет мы создадим «точку невозврата» для всего земного шара.
Впечатление третье: интуиция
В диалоге с Русланом почти не нужны вопросы - он просто чувствует собеседника и говорит именно о том, о чем нужно, и именно таким языком, который будет абсолютно понятен человеку в рамках его жизненного опыта и философии.
К каким объектам сейчас приковано основное внимание команды и что в перспективе?
Запустили Гималайский дом, в котором у нас жилые площади, продуктовый магазин, аптека и выставочные залы. Закончили конгресс-холл в павильоне Центральной и Южной Азии. Заложили первый камень в строительство павильона «Китай, Корея, Япония», в котором откроем залы для занятий спортом и медицинский центр. В павильоне Австралии и Океании будут школа и детский сад. Если все пойдет нормально в стране и вокруг, мы хотим достроить «Улицу Мира» к 2018 году. Она будет выражать, наверное, процентов 80 сути всей идеи. Если говорить про этнодворы, то к 2020 году планируем показать еще 10 стран. Хотя даже уже существующая инфраструктура настолько масштабна, что людям нужно приезжать в «Этномир» не один раз, - у многих не хватает внутренней концентрации, чтобы воспринять существующие объемы информации. Даже про «Улицу Мира» мы с юмором говорим, что у человека, доходящего до купола, уже происходит «сбой по матрице», - поэтому людям надо воспринимать «Этномир» поэтапно, эволюционно. За судьбу начатого в нынешнем году очень красивого проекта этнодвора Германии я спокоен, ведь заложить фундамент - это, по сути, заложить неизбежность реализации. Скоро начинаем строить. А по ходу дела дорабатываем внутреннюю концепцию интерьеров и алгоритмы будущих процессов, всю «Улицу Мира» в целом...
Впечатление четвертое: мальчишка
В некоторых из нас есть такое замечательное качество, как способность оставаться детьми в любом возрасте. Я бесконечно ценю это в людях. А Руслан очень похож на задорного мальчишку, окрыленного своей мечтой. Очень органично этот образ дополняют кудрявые волосы и большие карие глаза. Только этот мальчишка точно знает, как именно должна быть реализована его мечта...
А где сейчас бывают ваши мысли чаще всего?
Внутри себя я сейчас «проживаю» Африку, Латинскую Америку. Года два назад «проживал» Южную Азию, Восточную Азию. И то, что сейчас в моей голове, в моем сердце, люди увидят, наверное, лет через пять. Увидят, когда это пройдет через архитекторов и строителей, и, возможно, оно несколько будет отличаться от моих сегодняшних представлений. Но, в общем, я и не претендую на монополию, потому что хочу, чтобы соучастников у меня было как можно больше. «Этномир» принадлежит всем, у каждого он свой, что особенно интересно. Часто мы намеренно не договариваем некоторые нюансы, начиная от подписей на табличках и заканчивая деталями интерьера, оставляя человеку возможность своего прочтения. Каждый считывает на уровне сердца и своих знаний ровно то, что ему нужно. Кто-то спокойно гуляет по «Улице Мира»; кто-то обязательно заходит внутрь; а кто-то нейтрально проходит по «Улице Мира», но его очень правильно так, позитивно, «цепляют» этнодворы, потому что он понимает знакомые образы. Где-то человек может зависнуть очень надолго. Например, в этом году мы закончили наш пятилетний труд и вывесили на фасады 7 го и 9 го павильонов орнаменты народов мира - внутри и снаружи. Только по ним могут составить целую экскурсию. И таких «самораспаковывающихся» «точек сборки» в «Этномире» огромное количество.
Как в вашем понимании соотносятся мечты и реальность?
Мечтаем мы всегда. Я где-то лет десять назад понял, что если долго мечтаешь и не «заземляешь» мечту, то она может уйти от тебя. Мечта или идея обязательно должны «заземлиться» в виде какого-то конкретного проекта, начать жить в реальности. Поэтому и мечтаю, и цели ставлю и реализую их. Здесь нет абсолютно никакого разделения или конфликта. Это не хобби - это миссия...
Или - жизнь?..
Да, это жизнь. «Мечта, цель, жизнь» - эти три слова стали слоганом команды, которая создает «ЭТНОМИР». Мечтаешь, ставишь цели, а потом живешь этим.
Впечатление пятое: оратор
Руслан очень захватывает собеседника как рассказчик. Чувствуется хороший багаж из истории, географии, культуры, философии, менеджмента и накопленного жизненного опыта. Этот потрясающий микс делает его рассказ действительно интересным, хочется слушать дальше и больше.
Руслан Фаталиевич, насколько сейчас внутренние процессы развития «ЭТНОМИРа» зависят непосредственно от вас?
Моих усилий для сохранения сути «ЭТНОМИРа» нужно все меньше и меньше. «ЭТНОМИР» уже начинает жить своей жизнью. Я больше нужен для дальнейших толчков развития: инициация партнеров, формирование и развитие команды из разных, но цельных людей, способных видеть множественные грани «ЭТНОМИРа».
Как можно сформулировать миссию «ЭТНОМИРа» и его базовые принципы, задачи?
Основная задача - взять лучшее, что есть на Земле, и потом создавать прецеденты. Рабочие задачи второго уровня - всегда быть открытыми, адекватными, современными и своевременными и всегда нести миссию «ЭТНОМИРа», а это - единство мира и дружба народов. Есть и несколько базовых принципов выполнения этой миссии: масштабность, уникальность, аутентичность, равенство культур, синтез культур, экологичность. Вообще, я мечтаю, чтобы «ЭТНОМИР» был у каждого большого города, как некая «очищенная от примесей» история, оазис, где люди видят добрый мир без агрессии, - мир диалога, мир дружбы.
Впечатление шестое: лидер
О руководителе многое можно узнать от его подчиненных. Старый журналистский прием, который и сегодня работает безотказно. Пара-тройка простых и непрямых вопросов - и смотришь на выражение лица, глаз, слушаешь короткие ответы. Потом наблюдаешь, как руководитель общается с коллегами, и делаешь выводы. Руслана не просто любят - им восхищаются, его уважают, за ним готовы идти.
Руслан Фаталиевич, любой проект должен опираться на какую-то бизнес-модель, верно?
Да, меня пока - и еще, наверное, достаточно долго - будут воспринимать прежде всего как предпринимателя: им я и был с 21 года и сейчас тоже занимаюсь бизнесом. Отзываясь об «ЭТНОМИРе», несколько знакомых людей мне сказали, что такую гигантскую амплитуду между абсолютным идеализмом и абсолютным практицизмом они еще никогда не видели. Как бизнес, мы обязаны быть эффективными, чтобы хорошие идеи были правильным примером для других. И, конечно же, «ЭТНОМИР» - это и моя личная ответственность. Я, можно сказать, силой заставил наших экскурсоводов думать об экономике, а не просто работать ради идеи. Если говорить об «ЭТНОМИРе» как о некой бизнес-модели, то все встало на свои места и заработало в правильном режиме, когда к слову «бизнес» мы добавили слово «туристический», потому что до этого проект был только культурно-образовательным. Сегодняшняя бизнес-модель - это прежде всего парк. Мы зарабатываем на входе. Доход приносят гостиницы, точки общепита, бани, спа. У нас проводят крупные мероприятия и ярмарки, арендуют площади. И поток движется.
Какой объем мероприятий проводит «ЭТНОМИР» в год?
Я бы порекомендовал вам посмотреть наш календарь событий на 2015 год: мы уже прописали каждый день. Главная идея - она та же самая: синхронизироваться с разными странами, их календарями событий и с мая по сентябрь дать этот контент. На будущий год мы запланировали только по выходным дням 32 тематических уик-энда, и несколько сот человек уже записано. В этом году мы провели около 50 своих мероприятий. На будущий год будет то же. Таким количеством реализованных проектов, я думаю, никто в России похвастаться не может. Я читал и знаю, что Каталония, Барселона являются одними из мировых ивент-лидеров. Но это результат стратегии целой страны - и то они проводят около 300 ивентов в год, на которые работают несколько миллионов человек.
Какой может быть нагрузка одного выходного дня?
Вы не поверите, но за выходные может пройти от 120 до 200 мастер-классов и экскурсий на разных площадках «ЭТНОМИРа». Они же потом идут в течение недели.
Так невозможно же попасть на все?
Ну и слава богу - значит, мы честны перед посетителями и цена входного билета неоднократно оправдывается предоставленным контентом. Часто люди приезжают на экскурсии на несколько будних дней, чтобы спокойно осмотреть всё, другие бронируют билеты с пятницы по воскресенье, но успевают посетить только выборочные мероприятия, - зато выбор настолько широкий, что каждый получает то, что ему интересно.
Сколько человек должно работать на площадке, чтобы этот выбор обеспечить?
На контент работает от 10 до 20 человек каждый день. В выходные и праздники одновременно может быть задействовано 150-200 человек. Их пропускная способность - 5-10 тысяч человек в день.
А сколько людей может единовременно проживать в «ЭТНОМИРе»?
Сейчас - примерно 700 человек. Кроме того, у нас есть деревня, в которой уже постоянно живет около 200 «Этномирян» с детьми, которые ходят в наш детский сад. А после открытия школы мы хотим увеличить жилые площади для проживания примерно до 1000 человек.
Дети родились в «ЭТНОМИРе»?
Да, это место оказалось плодовитым. Многие пары обрели здесь и друг друга, и дом, и уникальный мир.
Красивая история!.. А что будете делать в новогодние праздники?
Новогодние мероприятия у нас начинаются за неделю до Нового года и прихватывают первые недели января. Программа очень насыщенная: это и новогодние гулянья от Сибири до Китая и Индии, и мастер-классы по изготовлению новогодних подарков, и рождественские ярмарки, и встречи с Дедом Морозом и Сантой, и катания на хаски, и многое другое. Активная жизнь заканчивается ближе к трем часам ночи, потому что дальше люди просто не выдерживают и засыпают.
Впечатление седьмое: человеколюбие
После интервью я спросила помощницу Руслана, как он все успевает. Та ответила, что сама не перестает ему удивляться, и добавила, что он еще и для каждого сотрудника «ЭТНОМИРа» находит минутку поинтересоваться здоровьем, семейными делами, что всех - даже дворников - он знает в лицо, по имени и помнит последний разговор, который легко может продолжить. «Харизматичный лидер» - скажет кто-то из вас и будет прав, но этого недостаточно. Все, что делает Руслан, идет из него самого - из глубины, из сердца. Вот этому я точного определения не знаю. Поезжайте в «ЭТНОМИР», соприкоснитесь с его сокровищами, и, возможно, вы сами найдете это верное определение!
Источник: Журнал Eclectic
Автор: Алла Никифорова
Фотографии: из личного архива Руслана Байрамова
03.03.2015
по вопросам сотрудничества пишите на email ostatsevich@ethnomir.ru.
Архив новостей
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |