Руслан Байрамов: «У нас много поводов гордиться Россией»


27 октября 2016 СМИ

Создатель «ЭТНОМИРа» - об уроках труда в школе, воспитании нового поколения и рецептах счастливой жизни

Фото из личного архива

В 2016 году этнографический парк «ЭТНОМИР» празднует 10-летие. Это единственный в России масштабный музей под открытым небом, посвященный различным этносам и национальным культурам. На территории комплекса расположены этнодворы, тематические экспозиции и национальные павильоны, оформленные в стиле разных стран мира. Ежедневно в «ЭТНОМИРе» проходят десятки мастер-классов и экскурсий, идут занятия в рамках школьных образовательных программ. С идеологом и основателем проекта встретился корреспондент «Известий» Наталья Васильева.

— Как изменилось отношение к «ЭТНОМИРу» за 10 лет его существования?

— Идею наконец-то приняла наша страна и культурное сообщество. Но самое главное — проект поддержал наш президент.

— Как бизнесмен не боитесь, что государство в какой-то момент начнет влиять на работу «ЭТНОМИРа»?

— Есть условно принятое деление: бизнес, общество и власть. В моей картине мира — это три части единого процесса, и я всегда выступал за диалог между ними.

Когда мы начинали «ЭТНОМИР», никто не верил в этот проект, а сегодня мы — состоявшийся социально ориентированный бизнес, который помогает государству выполнять свои функции самим фактом своего существования. Я абсолютный государственник и вижу в этом только плюс, ибо не являюсь сторонником свободного бизнеса ради самого бизнеса. Я чувствую, понимаю и знаю роль государства.

— Вы имеете в виду ограничительную функцию?

— Регулятивную. Для меня страна, родина, граждане, государство не разделены. У сильного, масштабного человека не должно быть в этом вопросе внутреннего конфликта. Он может быть недоволен какими-то аспектами политики государства и высказывать эту свою позицию с общественной трибуны. Главное, чтобы эта критика была позитивна и направлена на помощь государству в выполнении его функций.

— Вам есть что подсказать государству?

— Наши позиции часто совпадают. Например, новый министр образования Ольга Васильева про реформу школы рассказывает то же самое, что мы год назад написали в концепции экологической школы «ЭТНОМИРа»: и про уроки труда, и про сельское хозяйство, и про экологию, и про патриотическое воспитание. Но из наших уст это звучало как частная инициатива, а из уст высокопоставленного чиновника — как государственная стратегия.

— Многие, однако, восприняли эти предложения скептически.

— Да, некоторым людям этот поворот кажется закручиванием гаек. Но в том, что говорит Ольга Юрьевна, много правильных вещей. К тому же, не надо выдергивать ее слова из контекста. Никто же не говорит, что надо только нарезать гвозди. На уроках труда будут совершенно другие станки и программы — по 3D-моделированию, сканированию, робототехнике, программированию...

В 2018 году в «ЭТНОМИРе» откроется школа. Дети смогут изучать биологию и ботанику, будут инновационные теплицы, в которых можно будет работать. Ребенку не обязательно становиться крестьянином, но он должен знать, что булка не на дереве растет. Наша задача воспитать, расширить картину мира молодежи.

— Для этого в «ЭТНОМИРе» открыты уроки гончарного мастерства?

— В 1990-е годы мы все стали юристами и бухгалтерами, потом — пиарщиками. А кто будет производить продукцию? В 1990-е годы жизнь испытывала нас бедностью, а потом какое-то время мы жили незаслуженно богато. Молодежь испортилась, потому что она ничего не делала, ничего не умела, но получала деньги. Приходили и говорили: «Я хочу зарабатывать тысячу долларов, потому что вышел на работу». Человек должен получать адекватную зарплату за свои труды, но этот труд должен быть понятным и полезным.

— Весной на фестивале Алины Кабаевой был показан мотивационный фильм про детский лагерь без гаджетов. Вы практикуете нечто подобное?

— Почти все наши школьные лагеря такие. В «ЭТНОМИРе» нет телевизоров, дети сдают свои телефоны перед завтраком и получают их только вечером для звонка родителям. Вернуть в реальность живого человека — это способ социализации. Ребенок не должен играть в суррогатную жизнь под идеальным аватаром. Мы становимся рабами наших девайсов, а должны быть хозяевами.

— В реальности не всегда комфортно. Многие сегодня недовольны своей жизнью.

— Это в душе русского человека. Мы привыкли всегда ругать себя, быть недовольными жизнью. Хорошо, что у нашей страны много богатств, но плохо, что за эти годы мы не научились работать. Все потому, что всегда можно было худо-бедно перекантоваться, не работать и всё равно сносно жить. Это осталось даже сейчас, с учетом падения рубля.

— Ваш рецепт?

— Процитирую буддистов: нужно увеличивать свои возможности и уменьшать потребности. Мы очень часто говорим: «Хочу, хочу, хочу!». При этом мало чего можем и почти ничего не должны. Нужно поменять парадигму: я должен отдать свой долг — семье, компании, стране.

Вопрос не в материальных благах, а в твоем отношении к ним. Можно есть легкую еду и быть счастливым, а можно питаться в дорогих ресторанах, иметь недвижимость и яхты, но быть несчастным и злым на весь мир человеком. Счастливые люди в Ливии жили на $100–200 и были счастливы, а нервный москвич, получающий $2 тыс., несчастен. Не надо сравнивать себя с кем-то — довольствуйся тем, что есть.

— Тем не менее Россия действительно сейчас переживает непростые времена.

— Чем сильна Россия, русский человек? Мы никогда ничего не навязывали и не давали возможности навязать нам. Я считаю, что Россия достойно отвечает на современные вызовы.

Ломка прежде всего у молодежи — 15 лет не напрягались, нефть была дорогая. А наши родители помнят советские времена и говорят: «Знаешь, родной, жили хуже, но были счастливее. И квартиры ждали долго, но долгов не было, и страной гордились, и целину поднимали, и Транссиб строили, и в космос летали!». У нас огромное количество исторических поводов гордиться собой, своей страной. Если мы будем рассказывать это себе и миру, у всех появится масса возможностей гордиться Россией.

— В вашем парке представлены различные направления, за каждое из которых отвечают сторонние компании. Как вы отбираете партнеров?

— В последние несколько лет было много предложений о сотрудничестве, но у нас есть достаточно четкий фильтр: мы не принимаем в свои ряды ширпотреб вроде каких-то магазинов. Все проекты, представленные в «ЭТНОМИРе», должны иметь культурную, ценностную составляющую. «ЭТНОМИР» создавался как парк, а теперь мы мечтаем, чтобы это был некий городок.

— Что-то вроде «Сколково», только не про технологии?

— В нашем генплане заложены Институт органического сельского хозяйства и Инновационный центр. Мне хочется создать гуманитарный и экологический кластеры. Мы должны через осознание прошлого в виде культуры, наследия, истории и этники закладывать правильные алгоритмы будущего.

Справка «Известий»

Руслан Байрамов — предприниматель, меценат, культурный деятель, основатель и идеолог этнографического парка-музея «ЭТНОМИР». Родился в селе Ново-Ивановка в Азербайджанской ССР. После службы в армии поступил на юридический факультет МГУ. В 1998 году создал межрегиональный благотворительный общественный фонд «София». В 2005 году открыл фонд «Диалог Культур — Единый Мир».



Источник: «Газета Известия»
Автор: Наталья Васильева
26.10.2016

Возврат к списку

Для журналистов и прессы:
по вопросам сотрудничества пишите на email ostatsevich@ethnomir.ru.

Медиатека

Архив новостей

Июнь
2011
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30
Билеты в парк
Отели


Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен