Руслан Байрамов: «Я хочу создать «креативный город дружбы народов» и уникальную школу будущего»


21 апреля 2017 СМИ

«Человек-легенда», «мечтатель, воссоздающий уникальное пространство в чистом поле» – это все о нем, о Руслане Байрамове, создателе культурно-образовательного проекта «Этномир». В этом году «Этномир» стал стратегическим партнером Московского международного салона образования ММСО-2017. Мы поговорили с Русланом Фаталиевичем о его видении школы будущего, о концепции «города дружбы народов» и о том, почему так важно быть другом своим детям.

Руслан Байрамов: «Я хочу создать «креативный город дружбы народов» и уникальную школу будущего»

– На сегодняшний день у вас реализован ряд коммерческих проектов, в том числе связанных с культурно-образовательной направленностью. В одном из интервью вы сказали: «Я всю жизнь обязан быть успешным, чтобы доказывать: философские концепции и бизнес – понятия совместимые». А что в вашем понятии успешность?

– Думаю, что все это идет из детства, от воспитания. Мои родители были учителями в период 70-80-х годов, в тот период, когда в Советском Союзе уже сложились некие принципы. Это впоследствии заложило фундамент того, что бизнес не должен быть алчным, агрессивным. А социальное служение и социальные проекты не должны быть нервно-депрессивными и просящими. Бизнес и социальное служение могут дополнять и усиливать друг друга. Я всю жизнь продвигаю для себя эту философию. Успешный человек – это, прежде всего, гармоничный человек для себя и для окружающего мира. Если он может генерировать высокорентабельные идеи в будущем – это отлично. Если он занимается бизнесом с малой рентабельностью, и его это устраивает – тоже хорошо. Находиться в состоянии гармонии и цельности – это базовая история для человека. Я стараюсь что-то сказать этому миру, а не только занимаюсь бизнесом.

– Вы фактически сделали себя сами. Родились в небольшом селе, но при этом добились такого невероятного успеха. Каким образом?

– Сейчас ученые приходят к тому, что 40% – это, все-таки, генетика, 40% – окружающий мир, а все остальное – личные качества и возможности. Мне помогли мое воспитание, весь мой прошлый опыт, фундамент в виде русского языка и литературы, и, конечно, внутренняя воля.

– Вы находитесь в постоянном развитии?

– Это внутреннее качество, которое зависит от души, не побоюсь этого слова. Если брать восточную философию, в частности, индуизм, там все основано на том, что каждая душа приходит в этот мир со своей миссией. У меня есть дети, взрослые и маленькие, я понимаю, что они абсолютно разные, с разным посылом, разной энергетикой, разной волей.

– Какую роль в вашей жизни сыграл образовательный процесс?

– Я думаю, что самую главную. Родители и литература были нашими каждодневными участниками жизни. Герои русской литературы были нашими членами семьи, можно так сказать. Я считаю, что это одна из главных базовых установок должна быть для родителей – прививать ребенку любовь к образовательному процессу.

– Какую тактику вы сейчас используете как родитель по отношению к своим детям?

– Здесь трудно применить какую-­либо тактику. Все индивидуально. Конечно, нужно знать характер – в первые годы ты притираешься к ребенку. Для кого-то строгое указание – норма, а для кого-то нет. Кого-то нужно уговорить, кого-то заставить. Я стараюсь принимать во внимание индивидуальность. Понять, нужно ли человеку именно то образование, которое ты ему хочешь дать, и, если есть обратная связь, то двигаться дальше.

– Как вы оцениваете нынешний образовательный процесс, с точки зрения формирования успешной личности? Нужно ли что-то менять, дополнять, совершенствовать?

– Я считаю, что государство предпринимает действия в рамках необходимых задач. Это делать намного тяжелее, чем в любой частной организации, будь то дополнительная или частная школа. Мир меняется очень быстро. На выставке (ММСО-2017) представлены все виды и формы нынешнего образования. Мы приходим к непрерывному образованию, если говорить про некую мегаисторию и мегаидею, конечно же, это прежде всего ранняя диагностика, динамическая корректировка целей и своего личного пути образования, постоянная практика, обратная связь и самообразование для постоянного роста собственных компетенций, чтобы быть всегда в тренде. Опять же, это зависит от самого человека. В идеале современным выпускникам важно приобрести те специальности, которые не отходят в прошлое. Мир стал открытым, появилось много возможностей. Можно учиться в любом вузе мира дистанционно. Существуют и тренинги, и курсы. Человек сам выбирает, на каком уровне осознания себя он бы хотел находиться.

– Насколько мне известно, именно с этим связан ваш новый проект – школа будущего, школа XXI века, которую вы планируете открыть в 2018 году. Какие новации будут в этой школе?

– Мы хотим опираться на модели прошлого, в то же время использовать и современные технологии. Мы хотим быть в тренде. Наша базовая установка – это опора на идею мира, идеологию культур, где школьник изначально видит мир во всем его многообразии, и вся инфраструктура этого мира будет являться естественной средой его образования. Конечно же, в значительной степени это практика. Мы считаем, что человек может за годы обучения освоить 15-20 разных специальностей, не только на стадии знания, но и умения. Важно, чтобы человек не только думал о хорошей специальности, но и «прожил» ее. Нужно, чтобы он проработал навыки до автоматизма, чтобы у него сложился именно навык, а не просто знания. Это тяжелая, но необходимая история. Мой личный пример деревенского жителя говорит о том, что это вполне реально. Мы с шести лет работали на огороде, у нас была зона ответственности, и детский труд дома на самом деле был гигантским примером и фундаментом для развития в будущем. Конечно же, это еще информационные технологии, возможность общаться со всем миром. Мы хотим, чтобы компьютеры, телефоны и модели существования человека в виртуальном мире были абсолютно комфортными и выполняли большую роль в образовании. У нас уже есть набор потенциальных партнеров и, конечно же, мы хотим, чтобы к нам пришла большая команда преподавателей, готовых совершенствовать свою жизнь и жизнь школьников. Самым главным критерием при отборе преподавателей, помимо знаний и креатива, будет являться чувство ответственности. Главная задача директора, завуча, учителя в нашем проекте – это прожить насыщенную жизнь вместе со школьником и школой. В нашей картине мира и в школе факторы экологии и служения являются базовыми, потому что современный мир построен на многих пунктах: на индивидуализме, на желании добиваться корпоративного успеха. Это все идет, чаще всего, из личного интереса. А при модели работы, когда главная цель у тебя – это помощь, служение экологии представлено в меньшем объеме, чем должно быть. Я бы очень хотел, чтобы появились именно такие «сподвижники». Мне важно, чтобы эту энергию чувствовали школьники и родители.

– Какой отбор будет в эту школу? Наверняка будет большое количество желающих поступить туда.

– Мы надеемся, что желающих будет много. Будут модели как для местных жителей, так и для иногородних. Мы хотим сначала прорекламировать наши ценности, нашу структуру. Технологии получения лицензии и аккредитации реализуются через два года. У нас уже есть детский сад. И мы действительно созрели для того, чтобы у нас была своя школа.

– Если перейти к вашему глобальному культурно-образовательному проекту «Этномир» – когда я читала материал о вас, заострила свое внимание на том моменте, где вы говорите, что в пять лет ваш отец повесил над вашей кроватью карту мира, а уже в 11 лет вы прекрасно знали почти все страны и столицы. Мне показалось, что именно оттуда зародилась идея создания такого уникального комплекса «Этномир»…

– В этом плане вы абсолютно правы. В 18 лет я в первый раз прочитал книгу про йогу. Потом, прочитав журнал «Наука и религия», я стал задумываться о духовности гораздо больше, чем о материальном… Этот многослойный и многогранный подход являлся фундаментом идеи «Этномира», но наша школа в общем и «Этномир» в целом – это география, в самом хорошем смысле этого слова. На нее ложится этнография, параллельно, может быть, даже растения и животные. География является очень важной мотивацией, но не единственной.

– Если говорить об образовательной составляющей проекта «Этномир», из чего она складывается?

– В моей картине все образовательное. Вопрос в том, насколько люди воспринимают это. Если брать по направлениям, то, конечно, прежде всего это география. На улице Мира мы разместили страны так, как они находятся на земном шаре. Таким образом, ты видишь картину в целом, ты видишь весь мир. Дальше идут музеи, они показывают наше многообразие и культуру всех стран. У нас есть галерея учителей человечества (бюсты основателей культур и религий, ученых, поэтов, философов). Это великие люди, которые на протяжении нескольких тысяч лет, в разные эпохи и времена создавали ценности и смыслы нашей жизни, повлияли на цивилизацию. Эту галерею великих учителей человечества мы создавали практически шесть лет. Внутри этнодворов у нас есть ремесла, есть мастер-классы, на улице Мира у нас несколько сотен авторских мастер-классов. Там можно попробовать и хлеб испечь, и мыло сварить. Сейчас у нас также существует галерея путешествий по России, мы собрали около трех тысяч брендов регионов. Любой человек наглядно может увидеть, насколько богата культура нашей страны и, может быть, именно это вызовет его интерес к путешествию по России. Культурные центры для нас являются источником вдохновения. Мы открыли очень хороший культурный центр Индии, который является примером. Там мы собрали ремесла всех штатов Индии.

– Я так понимаю, Индия одна из ваших любимых стран?

– Я считаю, что Индия несет пример идеологии культур, духовных культур. Индия может быть примером для многих стран.

– Какие основные принципы вы исповедуете в своем проекте «Этномир» и в школе будущего?

– Масштабность, уникальность, аутентичность, гармония, равенство культур, развитие, синтез (это если говорить про «Этномир» как про парк). Если говорить про идеального выпускника школы, то выпускник школы должен быть высокоразвитым интеллектуально, духовным человеком, обладающим несколькими специальностями и владеющим несколькими языками, готовым создавать образовательную систему в любых точках земного шара, и быть абсолютным патриотом своей страны. Это некая идеальная модель выпускника.

– Какая идеальная картина «Этномира» вам рисуется?

– Мы несколько раз проводили такие внутренние опросы, мозговые штурмы. Нам нравится такое определение – это «креативный город дружбы народов», когда человек может пройти пешком по улицам, проехать на велосипеде, заглянуть в любой дом. Обязательно там есть музеи, образовательный класс, кафе, ресторан, мастерская, жилье. И человек просто может прожить «маленькую жизнь», окунуться в любую культуру, побывав в «Этномире».

– Где-нибудь в мире существует такой проект?

– Есть похожие, но именно такого нет. Мы являемся создателями примеров, потому что общество хочет видеть конкретные воплощенные идеи. Многие парки уходят именно в аттракционы, а мы стараемся, чтобы аттракционов было как можно меньше. Мы хотим, чтобы даже развлечения были образовательными. Изначально идея была создать парк, дальше он переходит в «Этномир», как гостиничный комплекс, впоследствии формируется в большой образовательный культурный центр – «Город дружбы народов».

– Вы очень много говорите о миссии и о картине мира, ценностях. Когда и как вам удалось открыть свою миссию?

– Я думаю, что желание делать такие глобальные проекты было всегда. Моя миссия будет понятна только к концу жизни. Мне кажется, что в период 30-35 лет уже была сформирована ценностная этическая парадигма. Я понимал, что мои ценности будут всегда выше любого моего минутного интереса. Моя миссия всегда будет выше, чем моя суета по поводу сложности сегодняшнего дня.

– Что бы вы порекомендовали родителям и школьникам, которые находятся на пороге выбора жизненного пути?

– Родителям нужно понять, когда их дети стали взрослыми: не опекать их, а отпустить. Перейти из стадии доминирующей, надзирательной в стадию равноправного друга и мудреца. Это тяжело, но нужно сделать. В любом случае помогать своим детям. Направить ребенка в то русло, где у него больше всего получается. Нужно принимать и любить ребенка таким, какой он есть.

Источник: Журнал «Столица Москва»
12.04.2017

Возврат к списку

Для журналистов и прессы:
по вопросам сотрудничества пишите на email ostatsevich@ethnomir.ru.

Медиатека

Архив новостей

Июнь
2002
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Билеты в парк
Отели


Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен