Исаакиевский собор в Петербурге

Санкт-Петербург – не просто город, а живой организм. Если Невский проспект – его главная артерия, то сердце должно быть в храме. Величавый гигант Исаакиевский собор, ставший одним из самых узнаваемых символов Северной столицы наряду с разводными мостами, как нельзя лучше подходит на эту роль.


Исаакиевский собор в Петербурге

Четыре Исаакия

Всего в истории города на Неве было четыре Исаакиевских храма. В 1707 году была основана первая деревянная церковь на территории Адмиралтейства. Император Пётр I очень почитал византийского монаха Исаакия Далматского, в день памяти которого он был рождён (30 мая по юлианскому календарю). В этом небольшом храме правитель венчался с Екатериной Алексеевной, здесь же все моряки Балтийского флота принимали присягу. Увы, время оказалось беспощадно к постройке, дерево вскоре обветшало. Было принято решение построить новую церковь в более живописном и почётном месте – на берегу Невы, где сейчас находится Медный всадник. В 1760 году, когда непокорная река окончательно размыла фундамент, здание пришлось ликвидировать. Место для третьего собора выбирали уже вдумчиво – подальше от воды.

Трудиться над ним начал известный итальянский архитектор Антонио Ринальди. Пять сложных по форме куполов и высокая колокольня должны были венчать роскошное здание из мрамора. К сожалению, проект воплотить в жизнь не удалось: после смерти императрицы Екатерины II Ринальди был вынужден уехать за границу. Павел I, вступив на престол, поручил следующему архитектору Винченцо Бренне завершить работу как угодно – но только немедленно. Поскольку мрамор был передан на постройку Михайловского замка – резиденции Павла I, – постройку пришлось закончить обычным кирпичом. Новый собор выглядел более чем странно – внушительный нарядный фундамент и кирпичные стены с непропорциональными куполами. «Он начат мрамором, окончен кирпичом», – император только и успевал ссылать в Сибирь ехидных авторов эпиграмм, намекавших отнюдь не на неудачный проект. С парадным обликом новой столицы этот полёт архитектурной мысли не сочетался, поэтому Александром I было принято соломоново решение построить новый храм. Конкурс на новый проект длился 9 лет, пока наконец французу Огюсту Монферрану удалось угодить императору.

Строительство собора

Строительство нового Исаакиевского собора в Петербурге длилось 40 лет – с 1818 по 1858 годы. Главным условием, поставленным Александром I, было сохранение богато отделанного алтаря и пилонов под куполом. Новый храм должен был олицетворять могущество Российской империи, только что победившей сильнейшую армию Наполеона. К возведению монументального здания в тяжелейших условиях привлекли крепостных крестьян со всех уголков страны. Сотни тысяч свай были забиты в болотистую почву, чтобы укрепить фундамент, после чего приступили к портикам. Гигантские колонны весом 114 тонн и высотой 17 метров каждая поднимали всего за 45 минут благодаря специальной конструкции лесов. Стены храма облицованы камнем, их толщина достигает 5 метров, так что собор выдержал артиллерийские обстрелы в годы блокады. Главное внешнее украшение здания – круглый купол на барабане, окружённом колоннами, сделанный по примеру собора Святого Петра в Лондоне. Внутри купола размещено 10 000 особых керамических горшков – для теплоизоляции и лучшей акустики, – а снаружи он сияет золотом. 100 кг червонного драгоценного металла ушло на строительство, причём с этим связана весьма трагическая история. По новейшей технологии золото укрепляли с помощью ртути – и сколько душ погубили ядовитые пары, остаётся только гадать. Поскольку строительство затянулось, злые языки поговаривали, что Монферран умрёт, как только снимут леса. Они были недалеки от правды: великого архитектора не стало через месяц после освящения собора. Монферран завещал похоронить себя в своём детище, но его волю не уважили: архитектор покоится на кладбище Монмартр во Франции.

Интерьеры собора

Высота могучего гиганта – 101,5 м, а вширь он раздаётся на 97,6 м. Те, кого не слишком впечатлили размеры, гарантированно открывают рты, оказавшись внутри. Великолепный интерьер храма создан лучшими мастерами и художниками того времени. Карл Брюллов расписал купол ценой собственной жизни: после продолжительной работы в холодном помещении он сильно простудился и умер. Стены облицованы мрамором, а алтарь декорирован малахитовыми колоннами. Редким афганским лазуритом украшены царские врата – нигде в мире этот драгоценный камень не использовался в таком количестве. Когда они открываются на Пасху, взору изумлённых прихожан предстаёт великолепный витраж, изображающий спускающегося с небес Христа. Поскольку сырой петербургский климат безжалостен к росписи, то Николай I предложил заменить её мозаикой. Так Исаакиевский собор в Петербурге обрёл главное украшение своего внутреннего убранства.


Интерьеры собора

Маятник Фуко и дух святой

Революция не пощадила богатые интерьеры: оттуда вынесли золотые и серебряные украшения, иконы и подсвечники. В 1931 году службы были прекращены, и Исаакиевский собор обрёл новый статус – музей. В этом же году состоялся первый опыт с маятником Фуко, продемонстрировавший суточное вращение Земли. Вплоть до 1986 года приспособление занимало место под куполом, пока не отправилось в музейное хранилище в связи с поломкой механизма. На прежнее место вернулся хранитель собора – белоснежный голубь, символ Святого духа.

В 1990 году возобновились церковные службы – но только по воскресеньям и большим праздникам. В целом здание храма до сих пор принадлежит музейному комплексу «Исаакиевский собор», однако ситуация вскоре может измениться: патриархат претендует на этот величайший памятник.


Вид с крыши Исаакиевского собора

Гимн русской религиозной архитектуре олицетворяет собой мощь некогда существовавшей империи. Колонны стоят как воины, а ангелы на их вершинах мирно ведут разговор. Подслушать их беседу можно в тёплое время года, когда открываются двери на колоннаду Исаакиевского собора: с этой высоты и ракурса Петербург выглядит грандиозно.

Путешествие по России: Санкт-Петербург

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Уникальная галерея «Путешествие по России», расположившаяся вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света», знакомит с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России. Все 85 субъектов федерации представлены информативно и красочно.

Познакомьтесь с инфощитом, посвящённым Санкт-Петербургу, рассмотрев все указанные на нём достопримечательности, знаковые места, памятники и явления. Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран!

Галерея Путешествие по России: Санкт-Петербург

В ЭТНОМИРе всегда рады гостям!

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен