Кацусика Хокусай

Кацусика ХокусайПрожорливая неукротимая волна, на фоне которой лодка с рыбаками кажется карикатурной щепкой. Гора Фудзи взирает на происходящее с высоты своего величавого спокойствия. Человек может поработить другого, но он абсолютно бессилен перед стихией… Такие ощущения вызывает самая известная гравюра «Большая волна в Канагаве» авторства Кацусики Хокусая. Эта работа художника – один из самых узнаваемых символов японской живописи.

Родился в Эдо (Токио) 21 октября 1760

Жизнь художника пришлась на Эдо – непростой период японской истории, время правления диктаторского клана Токугава. Когда междоусобные конфликты поутихли, началась новая жизнь полностью контролируемой страны. На фоне полной изоляции и финансовых трудностей происходило становление японского духа – лучшие произведения литературы и живописи Страны восходящего солнца были созданы как раз в этот временной отрезок.

Кацусика Хокусай – это не настоящее имя художника. Родители назвали его Накадзима Токитаро, однако, с тех пор как взял в руки лист бумаги, тушь и кисточку, мастер величал себя как минимум тридцатью различными псевдонимами – и в них путаются даже истинные поклонники его творчества. Например, в возрасте 10 лет он называл себя Тэцудзо. По сути, каждое новое имя было созвучно настроению художника в данный момент – начинался новый этап в творчестве, появлялось новое имя.

Талант мальчика пробудился чрезвычайно рано – уже в 6 лет, по его признанию, он «стал изображать различные формы предметов». В 19 лет его способности отметил известный в тот период художник Кацукава Сюнсё и взял парнишку в подмастерья. Вскоре он позволил ученику выступать с собственными работами – особенно ему удавались театральные гравюры якуся-э. Изображения актёров быстро принесли начинающему мастеру популярность. После смерти учителя Хокусай разрабатывает собственный стиль и в рамках школы ему становится тесно.



Рисовал мир, проплывающий мимо…

Рисовал мир, проплывающий мимо…

В 1796 году художник впервые применяет свой главный псевдоним, прославивший его на века. Одержимый живописью, он работает с феноменальной скоростью – появляются циклы «36 видов Фудзи», «Путешествия по водопадам провинций», «100 видов Фудзи», отпечатки с которых хранятся в лучших музейных коллекциях мира. Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Британский музей в Лондоне, дом Клода Моне во Франции, разумеется, Музей Эдо-Токио – это далеко не полный список крупных галерей, которые гордятся наличием в своих фондах работ Хокусая. Многие знаменитые художники – Ван Гог, Моне, Дега, Мане вдохновлялись его творчеством.

Особое место в творчестве Кацусики Хокусая занимала священная гора Фудзияма, главная национальная святыня японцев. Если западные художники стремились воплотить в картинах собственное представление о гармонии, то азиатские мастера сотрудничали с тайнописью самого космоса, предоставляя душе человека уникальную возможность отыскать баланс самой. Обращаясь к молодым живописцам, Кацусика Хокусай писал: «Если ты хочешь нарисовать птицу, ты должен стать птицей». Нужно растворяться в этом мире, ища вдохновение в мимолётной реальности. Для Кацусики Хокусая как ни для кого актуален отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина: «Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный…». В конце концов, мы любуемся самим изображением, а не подписью внизу картины.

Самой известной и тиражированной работой стала «Большая волна в Канагаве» из цикла «36 видов Фудзи». Незамысловатая гравюра является символом японского творчества. Постеры, скульптура на улице Дрездена, игральные карты, обложки дисков, даже иллюстрация Билибина «Бочка по морю плывет…» к «Сказке в царе Салтане» Пушкина относит нас к этой работе японского художника.


«Большая волна в Канагаве»

Умер в Эдо (Токио) 10 мая 1849

Кацусика Хокусай прожил 89 лет, оставил потомкам более 30 тысяч гравюр, живописных произведений, рисунков, около 500 иллюстрированных книг. Он много путешествовал и фиксировал картины «проплывающего мимо мира». Умирая, художник сетовал, что боги не подарили ему еще десять лет жизни или «хотя бы еще пять… Тогда я бы мог стать настоящим художником».

Гостиница «Восточная Азия»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Гостиница «Восточная Азия»

В оформлении фасадов и внутренних частей павильона использованы основные архитектурные элементы традиционных домов региона. Так, более двухсот деревянных элементов кровли ханка раскрашены вручную художниками ЭТНОМИРа. На них нанесены традиционные корейские орнаменты, а главные капители украшены головами драконов – добрых персонажей корейской мифологии. Здесь гости увидят и китайскую мозаику на полу, и бамбуковое японское панно, и характерные для Кореи каменно-черепичные стены.

Здание общей площадью 3000 м2 объединяет культуры Китая, Кореи и Японии. Гостиничные номера расположены на втором этаже павильона «Восточная Азия. Китай, Корея и Япония».

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен