Хлеб всему голова

Хлеб всему голова - каждый из нас с самого раннего детства слышал эту пословицу от своих мам и бабушек. Действительно, с глубокой древности хлеб был основой русского стола. Ни одна мировая культура не придавала хлебу такого огромного и даже сакрального значения. Ржаные и пшеничные буханки были символом достатка, силы, процветания и Матери Земли. Но когда возникли первые рецепты сдобы и как формировалась хлебная культура?

Хлеб всему голова

Ржаной, Боярский, решётный

Данные, полученные археологами при раскопках, свидетельствуют о том, что уже в период начального развития славянской земледельческой культуры в VI-VII вв. появляется первый хлеб. Об этом говорят небольшие по размеру «глиняные хлебцы», лежавшие около жертвенных печей. К примеру, в древнем Звенигороде археологами были обнаружены не только имитирующие хлеб слепки, но и скопления зерна. Известно, что в жизни славян этого периода огромную роль играл именно ржаной (чёрный) хлеб, который был намного дешевле и сытнее белого.

Чуть позднее, в IX-XII вв. появился сорт хлеба, который был недоступен обычному человеку. Этот хлеб назывался Боярским. В его состав входила мука особого помола с добавлением масла, молока и всевозможных заморских специй. Такие булки пеклись только на заказ и по особому случаю, на церковный праздник, свадьбу или именины. Из просеянной муки выпекался особый ситный хлеб, который был намного вкуснее и нежнее, благодаря тому что мука для него просеивалась через специальное сито. Хлебом бедняков был решётный хлеб и мякина, мука для этих булок либо просеивалась через решето, либо не просеивалась вообще.

В голодные годы, при поздних заморозках и большом неурожае в муку могли добавляться овощи, даже жёлуди, кора и травы.

На Руси пекари всегда пользовались особыми почестями и уважением. В некоторых городах их даже не облагали налогом. Однако труд пекаря был не только тяжёлым, но и очень ответственным. В голодные годы за пекарями устанавливался строгий надзор, предотвращающий спекуляцию. И если кто-либо был уличён в ней, следовало строгое наказание.

Крендельки, баранки да калачи

С начала XIX столетия сельские жители выпекали хлеб в собственных избах, в прославленных русских печах. Городские жители покупали хлеб и другие хлебобулочные изделия в специализированных булочных. На своих лотках пекари выставляли самые разнообразные крендельки, бублики, сайки, булочки и баранки. Для крестьян подобное угощение было роскошным лакомством, а для богатых горожан - повседневной пищей. Особой любовью и уважением пользовался калач. Этот мучной продукт всегда должен был быть на столе - как у богатого, так и у бедного человека. Существовало много традиций и обрядов, связанных с калачом. К примеру, сам государь в качестве подарка и милости мог отправить калач тому или иному государственному деятелю.

В связи с высоким потреблением хлебобулочных изделий государство стремилось максимально расширять посевные площади и следить за качеством урожая. Особенно актуальным это было в тяжёлые военные годы, когда ценой хлебной булки становилась человеческая жизнь.

В заключении остаётся сказать, что хлеб для русского человека и для всей российской культуры всегда был настоящим сокровищем. Именно поэтому, несмотря на то что сегодня прилавки современных супермаркетов изобилуют самыми разнообразными продуктами, на столах наших людей по-прежнему мирно и горделиво возвышается хлеб, и каждый знает: «Хлеб всему голова», «Без хлеба куса везде тоска», «Будет день, будет и хлеб».

Почитайте также о блинах – традиционном русском лакомстве к Масленице и не только!

Кафе и рестораны ЭТНОМИРа

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Кафе и рестораны ЭТНОМИра

Гуляя по этнографическому парку, находясь целый день на свежем воздухе, важно иметь возможность вовремя подкрепиться – чтобы и вкусно, и уютно, и впечатлениями обменяться, и распланировать дальнейший отдых. В ЭТНОМИРе – более 10 ресторанов и кафе, представляющих блюда национальной кухни разных народов мира. Каждое заведение имеет свою изюминку и предлагает собственное меню.

«Борщ» Под мягкой камышовой крышей белоснежной мазанки, в самом сердце живописного этнодвора «Украина и Беларусь» расположилось кафе, королём меню которого является, конечно же, борщ – с воздушными пампушками, чесночком и сметаной. А также: драники, вареники, жаркое в горшочках и прочие сытные вкусности.

«Мука» Широкое пространство итальянского ресторана разделено на множество отдельных зон, где можно с комфортом отдохнуть. Здесь можно заказать отличную пиццу, фетучини или равиоли, побаловать себя десертом панна котта и выпить вкусный молочный коктейль.

«Чайхана» Обилие узбекских эбровых тканей и красивых фресок создают по-восточному гостеприимную атмосферу. В меню – айчучук, самса и кутабы, чучвара и шурпа, аджабсандал, шашлыки и плов.

«Индийская душа» В интерьере индийского ресторана – тёмное дерево, плотные малиновые скатерти, бронзовые статуэтки и восточные светильники. В здешнем разнообразии блюд вы найдёте и огненно-острые акценты, и мягкие сливочные тона, и сладкие медовые нотки, и пряные ароматы душистых трав.

В чайной «Турция и Азербайджан» готовят кофе на песке и подают с рахат-лукумом. В «Гандагане» – грузинская кухня. «Мудрый кочевник» славится блюдами на гриле. За кофе с выпечкой – в кафе-пекарню «Этномир». Мексиканская кухня – в Burrito’s. Если хочется кавказского гостеприимства – добро пожаловать в ресторан «Дербент». Ресторан «Оазис» – беспроигрышный вариант для завтраков, обедов и ужинов.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен