Лидия Чарская

charskaya1.jpg

Автор: неизвестен, Общественное достояние, Wikipedia

«Этика души ребёнка – это целая наука, целая поэма и целое откровение. К ней надо подступать нежно, чуть слышно…», – писала самая популярная детская писательница дореволюционной России Лидия Чарская. На страницах её повестей любили, дружили и страдали воспитанницы институтов и питомцы гимназий. Сентиментальные рассказы не отличались высоким стилем и грешили схематичностью сюжетов, однако никто ярче Чарской не приоткрывал завесу женских воспитательных учреждений.

«Чарующая» писательница

В 1874 году в Санкт-Петербурге Антонина Дмитриевна Крахоткина, жена поручика лейб-гвардии Егерского полка Алексея Александровича Воронова, произвела на свет дочь Лидочку и скончалась. Молодой отец занялся воспитанием ребёнка и нещадно баловал девочку. В десятилетнем возрасте Лида Воронова переступила порог Павловского института. Пребывание в закрытом заведении сыграло основную роль в её дальнейшем творчестве – преобладающая часть произведений Чарской посвящена институткам, гимназисткам и воспитанницам приютов. После окончания института Лидия вышла замуж и поступила на театральные курсы. Ей удалось пройти конкурс в Александринский театр. Карьера не складывалась – актрисе в лучшем случае доставались второстепенные характерные роли, блистать на подмостках ей так и не довелось. Основным её заработком были гонорары от публикаций в юношеских журналах, а затем и книг – произведения выходили под псевдонимом Лидия Чарская – от слов «чары», «чарующая».

«Властительница дум»

Первая повесть Лидии Чарской «Записки институтки» была основана на дневниках, которые будущая писательница вела в годы учёбы. Её высоко оценили в известнейшем в те времена издательстве «Товарищество М. О. Вольф», и это стало прологом к литературной карьере Чарской. Сентиментальный рассказ о маленькой затворнице Люде Влассовской и её подруге Нине Джаваха впечатлил читателей своим сюжетом, в котором нашлось место как наивным переживаниям, так и интересным приключениям. Успех был грандиозным – отныне гимназистки в анкетах и сочинениях о любимых книгах и писателях неизменно отмечали Чарскую – после Пушкина, конечно.

Продолжение последовало незамедлительно – юных читателей настолько впечатлила трагическая судьба подруги главной героини, что следующая повесть «Княжна Джаваха» была полностью посвящена «черноокой грузиночке». Придуманная Чарской уроженка Гори стала настолько популярна, что на Новодевичьем кладбище Петербурга экзальтированные поклонницы на полном серьёзе искали могилу Нины – в рассказе её похоронили именно на этом погосте. Одна из читательниц даже посвятила Джавахе стихотворение: «О да, тебя любили боги, Светло-надменная княжна!» – вскоре эту поклонницу Чарской будет знать вся Россия как поэта Марину Цветаеву.

На волне успеха выходят новые и новые произведения об институтской жизни. Стоит отметить, что высокий темп работы негативно сказывался на качестве: истории изобилуют повторами, схожими сюжетными линиями, предсказуемостью, а знатоки стилистики и вовсе тянулись за сердечными каплями. Тем не менее опусы «властительницы дум» подростков дореволюционных лет считались прекрасным воспитательным средством, учившим молодёжь добру и нравственности, поэтому книги занимали почётные места на полках библиотек.

«Буржуазно-мещанские» произведения

После октябрьского переворота Лидия Чарская попала под запрет – главным образом из-за дворянского происхождения. Её произведения – а на тот момент из-под пера вышло более 80 повестей, 20 сказок и 200 стихотворений – были признаны «буржуазно-мещанскими» и сравнивались с бульварной литературой. Особенно злился Корней Иванович Чуковский, называвший её произведения пошлостью – и сам же хлопотавший позднее над пенсией для враз обедневшей писательницы. Новой власти с её лозунгами возвышенные душевные порывы и замкнутые мирки людей благородного происхождения были не по вкусу, поэтому с Чарской отказывались сотрудничать все издательства. Писательница скончалась в 1937 году в полной нищете и забвении.

Возрождение интереса к произведениям Чарской началось в 90-х годах прошлого века. Детские издательства стали печатать дореволюционные повести, среди которых оказалась сначала «Сибирочка», а затем и другие рассказы Лидии. Позже одно православное издательство выпустило «Полное собрание сочинений», вскоре наследием писательницы заинтересовались и крупные представители книжного рынка. Чарскую вновь стали читать – правда, теперь в более узких кругах. Современным детям малопонятны идеализированные героини и тепличная атмосфера закрытых учебных заведений, однако у писательницы всё же есть свои поклонники: в суровой прозе жизни хочется выделить место романтическим ноткам – за это Лидия Чарская и любима юными читательницами.

Праздник слова — Литературные выходные в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Праздник слова — Литературные выходные в ЭТНОМИРе

Красота ЭТНОМИРа вдохновляет многих творцов. Искусство поэзии и литературы выразительно и глубоко раскрывает особенности каждого народа. Несколько месяцев поэты, литераторы публицисты представляли на оценку экспертов свои работы – размышления об уникальности и красоте родной земли, своего народа. В эти дни лауреаты Конкурса и эксперты соберутся в этнопарке для подведения итогов II Международного литературного конкурса «ЭТНОМИР – радуга созвучий». В программе – творческие презентации, встречи с мастерами слова, мастер-классы по рифмованию и написанию литературных текстов. Известные писатели открывают секреты успеха в области литературы для гостей праздника.

Шуточные викторины, конкурс экспромта, тематические спектакли – всё это создаст творческую атмосферу и сделает этот день настоящим Праздником слова!

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен