Лондонский автобус

Жители Туманного Альбиона могут похвастаться едва ли не самой узнаваемой символикой в мире! Чашка чая, флаг «Юнион Джек», красная телефонная будка, Биг-Бен и Тауэр, даже королевская семья – и та стала своего рода брендом, при упоминании которого мы невольно вздыхаем: «Да, это старушка Англия!». А лондонский автобус – это больше чем символ, это часть облика британской столицы, яркое пятно на сдержанных улицах и любимая забава туристов.


Лондонский автобус

«Для всех и каждому»

Первые прототипы автобусов поехали по вымощенным мостовым Лондона в 1829 году. Новый вид городского транспорта именовался «омнибус» – название происходило от латинского omnibus – «всем», «для всех», «каждому». В самом деле, многоместные повозки, запряжённые лошадьми, предназначались для перевозки практически всех желающих – лишь беднейшие обитатели трущоб продолжали ходить пешком. Жителям пригородов стало проще добираться до центра, а сидевшие до этого в индивидуальных каретах граждане в прямом смысле сближались.

Организатором омнибусного движения в Лондоне был Джордж Шилибир, взявший за основу уже существовавшую в Париже службу транспортного сообщения. Современному человеку омнибус вряд ли бы показался удобным – мало того что он ехал с очень небольшой скоростью, так ещё и на жёстких деревянных сидениях немилосердно трясло. Какие-нибудь пять миль (8 километров) транспорт преодолевал примерно за час. Позднее прототипы автобусов поехали по гладким рельсам – и лошадям было легче, и прохожие вовремя уступали дорогу. Так человечество сделало заключительный шаг в сторону изобретения трамвая.

Первые «даблдекеры»

Горожане довольно быстро оценили преимущества «общественных» карет. Транспортные компании процветали, и по узким лондонским улицам уже было сложно пройти. Чтобы повысить эффективность и перевозить больше народа, компанией «Адамс и Ко» были сконструированы двухэтажные омнибусы. В угоду смехотворной кастовости общества того времени на второй этаж карабкались простые люди – состоятельные граждане предпочитали удобную закрытую нижнюю кабину. На верхние скамьи можно было попасть только с помощью крутой винтовой лестницы. По этой причине женщины поначалу не допускались наверх – преодолеть ступени, не продемонстрировав всему Лондону свои нижние юбки, было невозможно. Но вскоре подобные экипажи стали куда комфортнее, в них вмещалось до 40 пассажиров, а в обиход вошло название «даблдекер» – от английского doubledecker – «двухэтажный». Электричество способствовало появлению на улицах троллейбусов и трамваев, и необходимость в лошадиных «повозках» постепенно сошла на нет. Последний конный общественный транспорт вышел на улицы Лондона в начале Первой мировой войны – до внедрения моторов о даблдекерах практически забыли.

«Хозяин дорог»

Наконец, в 1923 году появился настоящий лондонский автобус – предшественник современных моделей. Он тоже имел открытый верх, но, соблюдая технику безопасности, власти потребовали закрытый второй этаж. Модифицированная модель стала пользоваться большой популярностью, поскольку не зависела от электричества и проводов, обладала большей вместимостью и маневренностью.

После Второй мировой войны автомобилестроительная компания АЕС выпустила «Рутмастер» («Хозяин дорог»), которому судьба уготовила стать самым узнаваемым автобусом в мире. Он не имел дверей, и открытая платформа позволяла быстро входить и выходить не только на остановках, но и в любом удобном для этого месте. Это соответствовало царившему в Англии духу свободы.

Отличительной чертой «Хозяина дорог» был цвет огнетушителя – во-первых, красная краска считается долговечной, во-вторых, такой автобус видно издалека, в-третьих, этот оттенок символизирует силу и национальную гордость.

Но в век модернизации ничто не долговечно, и в 2005 году толпы людей вышли проститься с отправившимся в последний рейс даблдекером. Основной причиной списания «Рутмастера» стало неудобство для определённой категории граждан – пожилым людям и инвалидам было сложно преодолевать подножки. Завершение работы этого вида автобуса общественность восприняла едва ли не как акт культурного вандализма – за долгие годы «Рутмастер» стал неотъемлемой частью Лондона. Но в 2012 году к Олимпиаде мир увидел обновлённую версию нежно любимого лондонского автобуса – теперь он стал более экологичным и удобным. А классические «Рутмастеры» заняли достойное место в экспозиции городского музея общественного транспорта. Некоторые из них продолжают свою службу – только теперь они возят туристов.

Катание на двухэтажном автобусе – обязательный пункт туристической программы. Это настоящее погружение в атмосферу Лондона 60-х годов, когда и деревья были зеленее, и дышалось куда свободнее. Через окошки на втором этаже интересно наблюдать за повседневной размеренной жизнью британской столицы и любоваться достопримечательностями.

Автобусный тур «Москва — ЭТНОМИР — Москва»

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Автобусный тур «Москва — ЭТНОМИР — Москва»

Комфортабельные автобусы – прекрасное начало экскурсии из Москвы в ЭТНОМИР. В удобный и экономичный тур включён входной билет в парк, позволяющий участвовать в мастер-классах, экскурсиях, анимациях и других развлечениях по программе дня.

Автобусы отправляются по выходным и праздничным дням от станции метро «Молодёжная». Ориентировочное время в пути – 90 минут. Путешествуйте беззаботно, бронируйте автобусный тур на сайте ЭТНОМИРа.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен