Медный всадник Петербурга

При упоминании Северной столицы память услужливо подсовывает каноничный открыточный вид – Пётр I уверенно восседает на вздыбленном коне, на заднем плане, в зависимости от ракурса, сияет купол Исаакиевского собора или служит фоном здание Сената. Медный всадник установлен в Петербурге в 1782 году и с того самого момента только прирастал городскими легендами. Это безусловный символ города и самый известный памятник первому российскому императору.


Медный всадник Петербурга

История создания образа Петра

Инициатором создания памятника была Екатерина II, желавшая таким образом почтить своего великого предшественника и сделать акцент на преемственности. Её друг по переписке – французский философ и просветитель Дени Дидро – порекомендовал императрице скульптора Этьена Фальконе. Самородок уже успел полюбиться маркизе де Помпадур, создав для её будуара очаровательного и изящного «Грозящего Амура». Мастер мечтал создать нечто более монументальное, поэтому с радостью принялся за работу над проектом. Венценосная особа на пару с Вольтером и Дидро видела Петра римским полководцем с атрибутами власти – жезлом и скипетром. Тут же нашлась масса желающих дать совет – поступали идеи соорудить фонтан, нарядить Петра в римскую тогу и даже направить один его глаз в сторону Адмиралтейства, а другой – на здание Двенадцати коллегий. Однако Фальконе явил миру другого императора. Он тщательно изучал историю его жизни, читал воспоминания современников и даже ночевал в Летнем дворце. По легенде, ночью француза потревожил дух самодержца и после ряда каверзных вопросов благословил его на создание памятника.

Работа над памятником

Модель создавалась целых 12 лет. Голову императора лепила юная Мари-Анн Колло, ученица Фальконе. Злые языки говорили, что девушка придала облику Петра некоторые черты обожаемого мастера. Скульптору позировали орловские скакуны Каприз и Бриллиант, почётные обитатели царских конюшен. Удивлённые прохожие наблюдали, как доблестный гвардейский офицер несколько раз взлетал на коне на деревянный помост и ставил его на дыбы. Так Фальконе делал с коня зарисовки для будущего памятника. Змея под копытами скакуна принадлежит руке русского скульптора Гордеева.

Отливать скульптуру не брался ни один мастер – Фальконе называли сумасшедшим и наотрез отказывались. Дело в том, что по задумке автора фигура опиралась только на три точки. Нужна была предельная точность в расчётах толщины стенок, а компьютерного моделирования тогда не было, про сопромат тоже не слыхали. Наконец, Емельян Хайлов, пушечных дел мастер, сумел сделать невозможное – невольно поверишь, что дух Петра лично руководил работой.

Пьедестал – гранитный монолит – тоже заслуживает отдельного упоминания. Автор хотел, чтобы он напоминал волну – в знак того, что Пётр I открыл России дорогу к морю. Подходящий валун нашли в районе Лахты – в глыбу попала молния, отколов мощный кусок, получивший в народе название «гром-камень». Кстати, по одной из легенд, Пётр бывал в этих местах и даже взбирался во время Северной войны на камень, чтобы посмотреть на войска противника. Транспортировали валун на металлических шарах по траншеям почти год – камнетёсы не тратили зря времени и в пути придавали постаменту нужную форму.

По приказу Екатерины на глыбе высекли: «Петру I Екатерина II лета 1782» на русском языке и латыни. 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятника, автор не присутствовал – своенравный Фальконе что-то не поделил с императорским двором и уехал в Париж.

Образ в литературе

Вечный ценитель красоты Александр Сергеевич Пушкин отдал дань шедевру гениального скульптора. Трепетно любивший город на Неве, поэт создал знаменитую поэму «Медный всадник», в которой, по его словам, император «на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы». После публикации поэмы памятник Петру иначе как «медным всадником» и не величали, хоть он и бронзовый. Фёдор Достоевский, Андрей Белый, Даниил Андреев, Валерий Брюсов, Анна Ахматова писали о Медном всаднике Петербурга в своих произведениях.

У памятника всегда кипит жизнь. Молодожёны считают своим долгом после фотосессии на фоне Исаакиевского собора подойти к Медному всаднику и разбить рюмки о гранит. Выпускники военных училищ отважно взбираются на коня Петра – у них свои традиции. В легендах Пётр I неоднократно являлся и провозглашал, что, пока этот памятник стоит на месте, Санкт-Петербургу нечего опасаться.

Путешествие по России: Санкт-Петербург

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Уникальная галерея «Путешествие по России», расположившаяся вдоль северного фасада 7 павильона Улицы Мира «Вокруг света», знакомит с каждым регионом прекрасной, многоликой, необъятной страны России. Все 85 субъектов федерации представлены информативно и красочно.

Познакомьтесь с инфощитом, посвящённым Санкт-Петербургу, рассмотрев все указанные на нём достопримечательности, знаковые места, памятники и явления. Приезжайте гулять по этнографическому парку, расширять кругозор, восполнять пробелы в знании своей и других стран!

Галерея Путешествие по России: Санкт-Петербург
ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен