Медовый Спас

Август – месяц разгара жатвы. Осень не за горами, самое время напоследок насладиться щедрыми дарами лета. Именно в этот последний месяц лета испокон веков на Руси отмечают три праздника – первым идёт Спас Медовый, следом Спас Яблочный и Спас Ореховый. Череда соединила в себе как народные, так и христианские обычаи: у славян Спасы были посвящены сбору урожая, но после христианизации церковь адаптировала даты своих больших торжеств этим дням.


Медовый Спас

Один из особо чтимых дней проводов лета – Медовый Спас, отмечающийся 14 августа. В каждом регионе его зовут по-разному: Мокрый Спас, Маккавей, Маковый Спас, Пчелиный праздник, Спас-на-воде. Само слово «Спас» у русичей означало «защитник», «покровитель» – так они величали своих богов. Христиане полагают, что Спас – сокращение от религиозного именования Иисуса Христа – «Спаситель». Учёные считают, что этимология слова происходит от «спасаться» – то есть выживать, употребляя яблоки, мёд и орехи.

К середине последнего жаркого месяца пасечники приступают к сбору мёда, ведь ульи уже заполнены плодами труда пчёл. Издревле известно, что «жидкое золото» обладает уникальными целебными свойствами – полезно и при высокой температуре, и при кожных проблемах, и при болезни горла. Деревни в этот день наполнялись дивными ароматами свежей выпечки: блины, пряники, булки, оладьи, плюшки с мёдом и маком – столы ломились от вкусностей.

Этот же праздник посвящён памяти семи мучеников Маккавеев, живших во II веке до н. э. Их зверски умертвил царь Сирии Антиох Епифан, поработивший иудейский народ, за отказ вкушать свинину, запрещённую ветхозаветными законами. После принятия христианства простой народ связал Маккавеев с маком, с тех пор чёрные зёрнышки примешивались к мёду, добавлялись в постные булки и рулеты. Впрочем, обряд посыпания маком дома был и у славян: так они защищали жилище от нечистой силы. Молодёжь в этот день развлекалась, несмотря на строгий Успенский пост – водила хороводы, напевая: «Ой, на горе мак».

Православная церковь отмечает в этот день Происхождение честных древ Животворящего Креста и начало Успенского поста. Слово «происхождение» в этом случае означает «вынос». Праздник был установлен сначала в Константинополе – август приносил с собой много болезней, поэтому возникла традиция проносить по улицам города частицы креста, на котором был распят Иисус Христос. И сегодня во время службы в храме выносят крест для поклонения верующих. После богослужения совершается освящение мёда. Лучшие липовые соты предназначены «на помин родителев». Ещё одна обязательная традиция – «На первый Спас и нищий медку попробует!» – прихожане после службы угощают бедняков на паперти.

По установлению церкви в праздник освящаются водоёмы – только малым чином (кратким чтением молитв), в отличие от Крещения в январе. Люди имеют обыкновение купаться в этот день и приводить на реки и озёра домашний скот – считается, что после омовения он здоровеет и у него «кровь застынет», то есть животные смогут перенести грядущие холода. Так что неудивительно, почему Спас в народе величают Мокрым или Спасом-на-воде. Во времена язычества существовал подобный молебен у водоёмов в честь Матери-Земли для хорошего урожая.

«У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье» – в Медовый Спас начинаются постепенные проводы лета. С этого дня больше не купались: вода начинала цвести, пчёлы переставали носить мёд, ласточки и стрижи прощались с насиженными местами и улетали в тёплые края. Для селян наступала страдная пора сбора урожая…

Памятник пчеловоду Петру Прокоповичу

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Памятник пчеловоду Петру ПрокоповичуПамятник знаменитому украинскому пчеловоду, изобретателю первого в мире рамочного улья, основателю первой в России и Европе школы пчеловодов и первому исследователю кормовой базы для пчёл Петру Ивановичу Прокоповичу установлен в Культурно-образовательном центре ЭТНОМИР на территории этнодвора «Украина и Беларусь».

Пётр Иванович Прокопович (1775-1850 гг.) начинал пасеку в 1800 году с 32 колод пчёл, через 8 лет пчелиных семей было уже около 300, а затем пчеловодное хозяйство Прокоповича насчитывало около 10 000 пчелиных семей, и сам он называл своё хозяйство «пчелиным заводом». В 1814 году П. И. Прокопович, архитектор по образованию, впервые в мире создал конструкцию рамочного улья и коренным образом изменил технику ухода за пчёлами в нём. В 1828 году Прокопович открыл в родном селе Пальчики на Черниговщине первую школу пчеловодства, просуществовавшую 53 года.

Наработки Прокоповича служат непревзойдённым образцом того, что человек, любящий своё дело, познавая его премудрости и накапливая практический опыт, может достичь в нём небывалых высот.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен