Микеланджело Буонарроти
«Всякая статуя должна быть так задумана, чтобы её можно было скатить с горы и ни один кусочек не отломился», – эти слова мог изречь только мастер, предъявляющий к своим работам и самому себе самые высокие требования. Таким и был величайший итальянский скульптор и гений эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти, чей вклад в сокровищницу мировой культуры неоценим.
Обучение мастерству
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе региона Тоскана. Мальчик был отдан на воспитание кормилице, жене каменотёса. Игрушки у ребёнка были соответствующие – камни и долото, и он проводил часы, пытаясь неловкими детскими ручонками окультурить глыбы. Позже мальчика отдали в школу, но наука не лезла в голову Микеланджело – вместо этого он предпочитал заниматься живописью. Отец махнул рукой и устроил его учеником в мастерскую к художнику Доменико Гирландайо. Там Микеланджело обучился искусству фресок и отточил навыки живописи. Далее будущий творец отправился во флорентийскую школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронатом Медичи. При дворе он совершенствовал своё мастерство и приобрёл полезные знакомства, вращаясь в обществе именитых философов и будущих римских пап. Но основное время юноша проводил в… монастырском морге. Художник в начале своей карьеры не знал многих особенностей строения человеческого тела – доскональное изучение анатомии позволило Микеланджело в будущем создавать невероятно реалистичные скульптуры. Его первые барельефы – «Битва кентавров» и «Мадонна у лестницы» – доказывают, что проведённые в морге часы были не напрасны.
Признание мастерства
Политическая обстановка во Флоренции накалилась до предела после нападения французской армии под предводительством Карла VIII. Волнения отнюдь не способствовали реализации творческих идей, поэтому Микеланджело перебрался в более спокойные Венецию и Рим. Там он продолжил обучение, знакомясь с античными статуями. Понемногу люди узнавали о его таланте, появлялись заказы. Однажды один из современников Микеланджело испортил солидную мраморную глыбу. Повозившись с камнем и не сумев создать ничего путного, он бросил его на произвол судьбы. Микеланджело взялся облагородить искалеченный мрамор и буквально вдохнул в него жизнь – так миру был явлен знаменитый Давид, идеальный, гармоничный и величавый. После создания шедевра мастер был представлен Леонардо да Винчи – последний настороженно отнёсся к новоявленному таланту и посчитал его достойным соперником. Мастеров решили столкнуть лбами – помимо скульптуры, Микеланджело был прекрасным живописцем, поэтому им с Леонардо предложили расписать стены Большого Совета в одном из дворцов Флоренции. Предъявленные комиссии наброски уравняли обоих художников – они были признаны истинными мастерами кистей и красок.
Работа в Ватикане
Далее Микеланджело Буонарроти отправился в Ватикан – ему поручили расписать потолок одной из церквей. Потолок Сикстинской капеллы покрыт сюжетами на библейскую тематику – от сотворения мира до потопа. Микеланджело начинал работать с помощниками, но после очередного приступа гнева всех отстранил и принялся за дело самолично. Процесс он тщательно скрывал от посторонних, в том числе и от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись, но побаивался сурового характера Микеланджело. Приоткрыв в итоге завесу тайны, художник впечатлил не только своих современников, но и многие поколения потомков. «Сотворение Адама» в центре плафона стало одним из символов эпохи Возрождения и одним из самых узнаваемых шедевров мировой живописи. Исследователи его творчества пишут, будто Микеланджело расписывал потолок, лёжа на лесах. Другие утверждают, что он творил стоя, высоко запрокинув голову. Очевидно одно: напряжённая работа сильно подорвала здоровье мастера. Фреска «Страшный суд» возмутила многих – обнажённые фигуры, по мнению верующих, не могли находиться в церкви, поэтому шедевр неоднократно предлагали уничтожить.
Земной путь Микеланджело Буонарроти окончился в Риме в 1564 году. За несколько дней до смерти скульптор уничтожил все свои наброски, зарисовки и даже поэмы – мастер, к слову, на досуге писал прекрасные стихи. Он искренне переживал, что недостоин райских обителей, ведь ему нечего предъявить богу, кроме оставшихся на земле бездушных каменных изваяний. Однако в этом гениальный итальянец ошибся – его «изваяния» и другие работы являются признанными шедеврами мирового искусства, и время над ними не властно.
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.
Статьи по теме