«Опыты» Монтеня

Мишель де МонтеньПонятие «самопознание» чаще всего воспринимается в качестве синонима слова «самосовершенствование». Во многом такому отношению, прочно укоренившемуся в западной философской мысли, мы обязаны трудам не философов, а авторов, работающих на стыке философии и публицистики. Одним из первых был Мишель де Монтень, который вошёл в историю благодаря своим «Опытам». Это обширный труд, который дал начало жанру эссе и представляет собой собрание множества разрозненных сочинений, подчинённых не единому творческому замыслу, а основным темам размышлений автора над своей судьбой и своими действиями.

При этом «Опыты» Монтеня не являются аналогом дневника, не имеют непосредственного отношения к эпистолярному жанру. Автор пишет не о событиях своей жизни, а о том, как он оценивает наиболее значимые философские постулаты. Идеи Эпикура, Платона, Сенеки и Плутарха не пересказываются, а развиваются и дополняются выводами из собственной жизни. Одной из главенствующих тем «Опытов» является человеческое счастье и принципы здорового эгоизма.

Эгоизм или либерализм эпохи Возрождения?

В какой-то мере, осознавая это или нет, Монтень провозглашает идеи либерализма. Его концепция очень близка к формуле «делай то, что хочешь, не мешая при этом другим». Вполне возможно, что современный читатель не до конца поймёт значимость выделения поиска счастья в отдельное когнитивное направление, но для того времени в этом было что-то революционное, поскольку Монтень выводит не универсальную идеологию, но делает умозаключения о том, что у каждого счастье может быть каким-то своим.

Его философию можно было бы назвать честным скептицизмом. Он откровенно признаётся в том, что живёт сам для себя и не считает нужным жить во имя каких-то идеалов. Любой долг теряет свою значимость по отношению к долгу познания себя и совершения действий, которые можно было бы назвать своим делом. Не познав себя, делать что-либо для себя автор считал невозможным.

«Опыты» Монтеня

Большое внимание он уделяет относительности. Согласно Монтеню, люди лишь считают свои истины абсолютными, на деле же не могут обладать каким-то полноценным знанием. Все имеющиеся зависят от ряда обстоятельств, включая уровень развития науки и техники.

Однако это не означает, что человек не имеет вообще никакого долга. Все несчастья, которые могут свалиться на его долю, можно разделить на объективные и субъективные. Задача человека – противостоять и тем и другим. К примеру, внимательным отношением к своему организму, физическим данным и увеличением познаний в области медицины – противостоять болезням, а укреплением духа – всему тому, что приносит страдание из-за неумелого обращения со своим сознанием. Человек, чувствующий себя обделённым, оскорблённым, униженным – лишь способствует увеличению собственного страдания, поэтому такому восприятию себя нужно противодействовать.

Общественно-политическое значение «Опытов»

В политике Монтень выступал в качестве довольно консервативного мыслителя и общественного деятеля. Он считал, что в любой системе существуют определённые изъяны, но пытаться отменить её из-за этого, по его мнению, неразумно. Критике он подвергал только гугенотов, но именно из-за того, что их выступления потрясли общественный порядок и привели к междоусобице. Религиозных же тонкостей он практически не касался.

Жил публицист и философ в период эпохи Возрождения. Его отцом был участник итальянских войн, получивший дворянский титул за боевые заслуги, а мать происходила из богатого еврейского рода. По образованию и практической деятельности Мишель Экем де Монтень был юристом. Дослужился до должности судьи, которую продал после выгодной женитьбы. Его жизнь пришлась на эпоху религиозных войн, но от них он практически не пострадал. Лишь однажды был арестован католической Лигой, но пробыл в тюрьме всего сутки, после чего его отпустили из-за вмешательства Екатерины Медичи. Стремление к удовлетворённости тем, что есть, было вполне искренним. Так, в 1590 году он отклонил предложение короля Генриха IV занять пост советника.

Тексты «Опытов» Монтеня писались на протяжении десяти лет, с 1570 до 1580 года. В 1580-м трактат был издан в первый раз. Самопризнания Монтеня написаны скептиком, но отнюдь не мрачным пессимистом или нигилистом. Они имели не только философское, но и педагогическое значение, став одним из первых произведений, подчёркивающих необходимость гармоничного развития личности. К написанному Монтенем апеллировали многие известные педагоги, справедливо находя в «Опытах» ценнейшую информацию для изучения и осмысления.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИР

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен