Преподобный Сергий Радонежский

Самый обычный с виду монах, не патриарх, не митрополит, а как он сам себя называл – чернец. Ведь даже сан священства он принял с большим трудом, только проявляя смирение и послушание перед епископом Афанасием. За что же его так почитают на Руси?

М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия

М. В. Нестеров. Труды преподобного Сергия

Биография бывает у обычных людей. Если человека почитают в лике святых, то у него появляется житие. Это не набор дат, а описание пути к святости. Но и изучать такого человека необходимо через призму его убеждений, его жизненных установок. Житие св. Сергия Радонежского полно чудес и светлых историй, биография же сводится к следующим датам:

май 1322 года – рождение в Ростове;

1342 год – уход в монашество;

25 сентября 1392 года – дата преставления.

Вот за эти 70 лет, урождённый Варфоломеем, святой Сергий Радонежский достиг высочайших ступеней духовного развития.

Тот факт, что он организовал Троицкий монастырь, даже не смотря на то, что затем он преобразовался в Троице-Сергиеву лавру, не открывает причины такого почитания. Ведь монастыри основывали и до, и после него. А между тем, прожив всю жизнь в дремучем лесу, он заслужил эпитет «Собиратель земель Русских».

Так что же выделяет преподобного Сергия Радонежского из всего сонма святых?

Грани невидимого подвига

«На миру и смерть красна» – всем знакома эта исконно русская поговорка. Ещё бы, когда человека поддерживают и вдохновляют окружающие, можно исхитриться и прыгнуть выше головы. Отчасти и уникальные спортивные достижения возможны благодаря выставлению своей удали напоказ. Принципиально другое значение имеет невидимый подвиг. Чистейшей степени такой подвиг проявляется в юродивых и монахах-отшельниках. Но если первые из них – это гении в религиозной сфере, то монахи, ушедшие от мира, – это как бойцы невидимого фронта. Их работа не видна, их сражения непонятны, их победы не обладают материальными формами.

Вот в такой борьбе проводил свою жизнь святой Сергий Радонежский. И главным условием считал незаметность этой битвы! Ибо делал он это не из желания прославиться среди людей, а из любви к Богу. Он не искал славы у Бога! Он просто любил Его всем сердцем, то есть буквально исполнял первую заповедь.

Как проявлялось в подвижнике такое прославление от Бога

Существуют такие категории явлений, которые можно приблизительно понять только по описательным характеристикам. В языке не существует слов для описания того, что невозможно воспринять одним из органов чувств. Например, душа. Видели её избранные святые, которых за 2000 лет христианства наберётся не более нескольких десятков. Но любой здравомыслящий человек уверен, что у него есть душа.

Вот так же проявляется и Благодать от Бога. Её никто не видит, но все ощущают. И не только люди, но и животные. И если дикий медведь выходил из леса и ластился к преподобному Сергию, то что говорить о людях…

Н. К. Рерих. Сергий Строитель

Н. К. Рерих. Сергий Строитель

Потупив в землю взор, увещевал он надменных и своевольных князей тихим голосом, и они отступали от своей гордыни. Сначала князья Ростовский и Новгородский, а незадолго до Куликовской битвы и могущественный Олег, князь Рязанский, признали главенство московского князя Дмитрия.

Во многом именно благодаря такой миротворческой деятельности преподобного Сергия на Куликовом поле русские войска выступили одним фронтом. И одержали победу. Пусть в стратегическом плане она ничего не меняла, но она имела важнейшее психологическое значение для всего русского этноса. Как впоследствии писал Л. Н. Гумилёв: «На Куликово поле пришли московиты, рязанцы, новгородцы, псковичи, ростовцы. А вернулись с него русские».

Наследие Радонежского

Ещё более любопытная особенность метафизической категории: если подвижник был исполнен Божественной Благодати при жизни, то она остаётся в его мощах и после исхода души из тела.

Те, кто приступают с верою, получают просимое. Главное, чтобы проситель желал получить что-то действительно нужное для своей души, для вечности. И обязательное условие – вера. Искренняя и непритворная. Это окружающих можно обмануть и приписать себе благообразные стремления. А с Богом шутить нельзя. Это гораздо опаснее, нежели играть с государством в азартные игры.

Известны случаи, когда паломники ходили по Троице-Сергиевой лавре и за компанию со всеми целовали иконы. Приступая без веры и благоговения, а просто совершая некий ритуал. А на следующий день у таких проявлялся сильный ожог лица. Будто бы их лицо целый день было под жарким июньским солнцем. Так что учтите, если в Троице-Сергиевой лавре (или в любом православном храме) прилагаться к иконам, то делать это нужно благоговейно, если не с почитанием, то хотя бы с уважением.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
3.jpg

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен