Пророк Моисей

Центральная фигура в иудаизме, почитаемый христианами и мусульманами пророк Моисей вызывает массу споров между библеистами и историками. В первую очередь предметом дискуссий является само его существование. Во-вторых, ставится под вопрос авторство Пятикнижия, которое приписывают Моисею.


Пророк Моисей

«Вынутый из воды»

Основной источник сведений о Моисее – четыре книги из канонических иудейских и христианских писаний. В них повествуется, что родители пророка принадлежали к колену левитов, на которых лежали обязанности священнослужителей. К моменту его рождения голод привёл народ Израиля в земли египетские. Изначально евреи пользовались расположением правителей, однако со временем их положение изменилось к худшему. Фараон засомневался в верности потомков Иосифа и сделал израильтян рабами, а чтобы остановить прирост населения, повелел убивать всех младенцев мужского пола. В ту пору и появился на свет ребёнок в семье представителя левитов Амрама. Матери удавалось прятать младенца в течение нескольких месяцев, но в итоге она была вынуждена положить дитя в папирусную корзинку и оставить на берегу Нила. Плачущего ребёнка обнаружила дочь фараона и сжалилась над ним. Она забрала малыша с собой и дала ему имя Моисей – «вынутый из воды». За происходящим наблюдала сестра Моисея Мириам, посоветовавшая дочери фараона найти для еврейского ребёнка кормилицу из израильтянок. Ей стала родная мать Моисея. Возможно, с её молоком он и впитал веру предков и любовь к своему народу – воспитанный при дворце фараона пророк Моисей не разделял египетских порядков и традиций.

Неопалимая купина

Однажды Моисей вышел из царских покоев и увидел, как египтянин избивает раба. Будущий пророк убил воина, а спасённый еврей побежал рассказывать о произошедшем остальным. Информация дошла до фараона – свои же выдали. Моисей, опасаясь за собственную жизнь, бежал в земли мадианитян (ориентировочно территория современной западной Иордании). Там он нашёл себе жену и занимался типичным для полукочевого народа животноводством.

Однажды, когда Моисей пас скот у подножия горы Синай, он заметил горящий куст. Современные учёные выяснили, что это было растение ясенец белый – оно выделяет масла, которые под горячим солнцем теоретически могут воспламениться, не причиняя при этом кустарнику вреда. Ещё одна версия – огни святого Эльма. Но Моисей, разумеется, об этом не знал и заинтересовался явлением. В Писании утверждается, что пророк услышал голос, повелевший ему спасти свой народ от угнетения, а также наделивший его способностью творить чудеса, чтобы израильтяне точно поверили Моисею. Пообщавшись с кустом, пророк отправился в земли египетские, где с братом в качестве помощника – считается, что Моисей не обладал должным красноречием, а то и вовсе был косноязычным – попытался убедить фараона отпустить рабов. Лишаться дармовой рабочей силы правитель, понятное дело, не захотел, поэтому убеждать его пришлось другими путями…

Десять казней египетских

После беседы с фараоном Моисей прибег к помощи чудес – в его понимании. Первым сигналом стали испорченные воды Нила – в Писании она якобы превратилась в кровь. Скорее всего, в реке зацвели водоросли, окрасив её в неприятный бурый цвет. Этот фокус явно был известен египтянам, поэтому Моисей их не убедил. Второе «чудо» стало прямым следствием испорченной воды – «и вышли жабы и покрыли землю египетскую». Земноводные, понятное дело, не стали жить в дурной воде и повыскакивали на берег. Кстати, ни о каком популярном в околобиблейском кино дожде из жаб даже не упоминается. Затем «явились мошки на людях и на скоте» и «пёсьи мухи» – лягушки перестали выполнять свои прямые обязанности по поеданию насекомых, и мошкара расплодилась в геометрической прогрессии. Отсюда и «мор скота», и «язвы и нарывы». Самостоятельным событием стал «гром и град», который «по всей земле египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал». Эта «кара» совпала с извержением вулкана в районе Эгейского моря – это было масштабным бедствием. Огромное облако пепла дошло до страны пирамид, вызвав погодные катаклизмы. Повышенная влажность и уничтоженная растительность привела к миграции саранчи, а остатки пепла – к «тьме египетской». Закончилось всё смертью первенцев – им по обычаям доставались лучшие куски, и перебои с провизией они не перенесли. Не пощадили даже скот – примечательно, что начисто вымершие ещё после пятой экзекуции коровы успели восстановить популяцию, чтобы потерять перворождённых телят во время заключительной казни. Тут уже фараон не выдержал и уступил Моисею – в стране и так еды не осталось, лишние рты не нужны правителю. Народ израильский отправился на поиски лучшей жизни, а катаклизмы вошли в Писание как «Десять казней египетских».

Десять заповедей

Стоило последнему рабу пересечь границу страны, как фараон разгневался. Ещё бы ему не разгневаться – народ израильский увёз с собой «вещей серебряных, и вещей золотых и одежд». Войско египетское не успело догнать рабов – последние успели по дну расступившегося по повелению Моисея Красного моря, а египтяне во главе с фараоном – нет. Избавление от рабства евреев получило название «Исход». Евреи провели в пустыне 40 лет – дело не в плохом проводнике, а в замысле Моисея истребить таким образом рабский менталитет. Жившие в неволе люди на земле обетованной первым делом назначили бы нового фараона, поэтому почти полвека пришлось ждать смены поколения. Перед путешествием Моисею были даны ценные указания свыше – зафиксированные на каменных скрижалях жизненные правила известны как 10 заповедей (к которым чуть позже было дано ещё около 600 уточнений). В той или иной степени они являются общечеловеческими ценностями, контролирующими богатое социальное взаимодействие.

После долгих скитаний по пустыне еврейский народ дошёл до земли обетованной – то есть «обещанной» за служение богу. Правда, там уже жили какие-то язычники... Пророк Моисей ненадолго прилёг отдохнуть на вершине горы Нево с дивным видом на Палестину, но, не проснувшись, умер. Иудеев до пункта назначения довёл сподвижник Моисея Иисус Навин. Упоминание смерти пророка в Пятикнижии заставляет исследователей сомневаться в его авторских правах – описание собственной кончины противоречит логике.

Предание о подкидыше, который вырос и освободил свой народ, получил десять заповедей и передал их людям, совпадает в трёх мировых религиях. В иудаизме Моше – главный учитель. Христиане почитают пророка как прообраз Иисуса Христа. В Коране Муса упоминается неоднократно в качестве назидания и примера. Личность пророка Моисея за века обросла множеством домыслов и противоречий, однако предоставленные им десять заповедей едины для всех.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИР

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен