Тейяр де Шарден

Тейяр де ШарденПьер Тейяр де Шарден – французский католический научный деятель из ордена иезуитов. Известен в качестве автора концепции, позволяющей рассматривать материю в качестве наделённой психической силой. Наиболее ярко она представлена в книге «Феномен человека», которая была издана только после смерти Тейяра де Шардена, поскольку в годы его жизни рассматривалась в качестве идущей вразрез догматам католицизма. По Шардену, материи присуща некая энергия, которая имеет психическую силу и становится основным источником эволюции видов.

В человеке эта энергия разворачивается наиболее полноценным образом. В результате Дух получает возможность воздействовать на материю. Коллективные усилия в этом плане и мысли людей порождают нечто высшее, что становится областью соприкосновения психического мира разных личностей и обретает форму сферы. Это и есть ноосфера, которую также пытались описывать В. Вернадский и Э. Леруа. Впрочем, ноосфера по философии Тейяра де Шардена имеет свои особенности.

Он выделял преджизнь, жизнь и ноосферу, которую относил исключительно к психическому и духовному формированию людей. Смысл же эволюции – достижение некоей Точки Омега, когда сознания сольются и выйдут на уровень сверхсознания, что возможно без потери индивидуальности.

Обычно говорят о том, что Тейяр де Шарден создал некий синтез между католической теологией и научными теориями космической эволюции. Хотя непосредственно в его книгах католические догматы не рассматриваются в той мере, какая была бы нужна для того, чтобы говорить о попытках их реформирования.

Все его философские работы основаны на придании общеизвестным истинам каких-то собственных трактовок. Основным отличием человека от всех других существ он считал рефлексию. Ни одно существо не обращает столь пристального внимания на те психические процессы, которые в нём происходят. Это так, но это не позволяет сделать каких-то обоснованных выводов о том, что в результате психической активности материи, которая происходит в индивидуумах, рано или поздно образуется некая сверхжизнь. Постулат остаётся декларированным, ничего не объясняющим и ничего не дающим.

Философское сочинение «Феномен человека»

Тейяр де Шарден, философ и теолог, был увлечённым палеонтологом и археологом. Он участвовал в нескольких экспедициях и раскопках. Наиболее известной из них стала его работа в группе антропологов, которая увенчалась находкой останков представителя подвида людей, близких к питекантропам. Подвид получил название синантроп, поскольку был обнаружен в Китае, недалеко от Пекина. До этого Тейяр де Шарден уже был известным в качестве одного из участников экспедиции Чарльза Доусона, с которым был близко знаком. «Открытый» тогда Пилтдаунский человек оказался подделкой, полученной путём соединения челюсти обезьяны и черепа современного человека. Это полностью доказали в 1953 году. В среде антропологов были люди, которые считали, что в данной проделке замешан и Тейяр де Шарден.

Синантроп же оказался куда более настоящим, а роль Шардена в его открытии заключается в том, что ему и Анри Брейлу удалось обосновать, что этот вид людей пользовался орудиями труда, укрывался шкурами, мог использовать и огонь. Не исключено и то, что синантропы были каннибалами. Жили же они 600-400 тыс. лет назад, в период оледенения Земли.

Возвращаясь к «Феномену человека» следует отметить в этом главном труде Шардена и ещё одну революционность. Автор допускает, что новым инструментом эволюции может стать использование достижений науки, которая сконцентрируется на человеке. В результате учёные создадут технологии, благодаря которым изменят наследственность и породят на базе человеческого материала что-то ещё – какой-то новый вид людей. Такие выкладки философ делает в рамках теологии, поскольку допускает, что библейский конец света – это возврат к себе всей ноосферы, достигшей максимальной полноты многообразия и степени совершенства.

Путём же к единению он рассматривал любовь, которую, по всей видимости, отождествлял с изначальной эволюционной силой, присущей материи. В Точке Омега же она должна полностью раскрыть свой потенциал и выступить в виде всеобъемлющей силы единения.

При жизни философа и священника его идеи не нашли серьёзной поддержки и понимания. «Феномен человека» был издан только в 1955 году, посмертно, и стал одной из теоретических основ современного католического мировоззрения. Конечно, нельзя сказать, что размышления Тейяра де Шардена послужили причиной пересмотра догматов, но во многом современные взгляды католической церкви сходны с тейярдизмом, а сама теория умело интегрирована в учение церкви.

Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Выставка «Великие учителя человечества» в ЭТНОМИРе

Экcпозиция «Великие учителя человечества» включает в себя свыше 100 экспонатов, это величайшее собрание бюстов мудрецов всех времён и народов, которые оставили миру самое ценное наследие – знания, указали и на собственном примере продемонстрировали пути духовного развития. Изучая труды, научные открытия, философские трактаты этих учителей, мы приходим к пониманию, что в основе базовой системы ценностей лежит единый фундамент: единство религий, единство народов и единство человека и природы. Около каждого бюста на выставке посетитель найдёт информационную табличку с коротким рассказом об основных заслугах Учителя перед человечеством, с указанием знаковых дат и перечнем его трудов. Экспозиция всегда открыта для самостоятельного изучения.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен