Финифть

Имея заграничное происхождение, финифть прочно укрепилась в России и стала одним из характеризующих нашу страну народных художественных промыслов. С течением веков менялась технология создания изделий из финифти, появлялись новые мотивы росписи. Эти нежные пасторальные брошки, сережки, браслеты и шкатулки были в своё время очень популярны и распространены, но истинно искусные образцы обладают неизменной ценностью во все времена.


Финифть

«Блестящий камень» с рисунком

Финифть как промысел имеет восточное происхождение, а этимологию названия «финифть» объясняют двумя теориями. По первой версии слово «финифть» происходит от греческого слова «химео», то есть «смешиваю». По другой же – тоже от греческого, но уже от существительного «фенгос», что значит «мерцание». Действительно, эти два слова как нельзя лучше объясняют, что такое финифть: для её изготовления смешивают стекловидную массу (иначе говоря, эмаль), а само изделие в готовом виде будет блестеть и переливаться на свету.

Откуда к нам пришла финифть?

На территорию Древней Руси финифть пришла из Византии в X веке. А сам способ такого творческого занятия был открыт случайно – во время плавки стекла. В Византийском государстве финифть даже прозвали за это «огненным письмом».

Впервые в русских письменных источниках финифть упомянули в XII веке. Это была Ипатьевская летопись 1175 года. В ней говорилось, что Великий князь Андрей Суздальский построил церковь и украсил её иконами, золотом и финиптом.

Позднее, когда весть об этом искусстве добралась до Москвы, премудрости технологии были быстро освоены местными мастерами, и вскоре стали появляться из финифти шкатулки, часы, чернильницы, столовые приборы, статуэтки. Большой вклад в развитие этого промысла внёс французский ювелир Жан Тутен. Ему удалось получить удивительный состав полупрозрачных огнеупорных красок. Роспись изделия из финифти стала похожа на роспись фарфора: рисунок наносился постепенно маленькими штрихами. Готовые изделия чаще всего обрамляли серебром. Спустя века технологический процесс про сути своей не изменился.

Вологодская финифть

Богатое традициями и мастерами финифтевое производство на Руси родом с Русского Севера. Вологодская, или второе название – усольская, финифть предшествовала популяризации этого творческого метода среди мастеров из разных городов. Центр производства возник в Сольвычегодске в XVII веке. Оттуда ремесло пришло в Вологду, и вскоре образовалось совместное производство. Финифтевые изделия этого края отличались от всех прочих. У вологодских и усольских мастеров выработалась особая сюжетная роспись: изображались райские птицы, цветочные узоры, загадочные мифологические существа, животные на фоне лесных пейзажей. Рисовали также героев славянских былин, сказок и легенд. Но особо узнаваемым узором вологодской финифти стал «тюльпан». Именно усольско-вологодских мастеров приглашали в Москву для поднятия финифтевого промысла.

На смену уникальной вологодской живописной финифти довольно скоро пришли однотонные декоративные эмали. И лишь в 1970-е годы местные художники-ювелиры смогли возродить древние финифтевые традиции края.

Ростовская финифть

В XVIII веке промысел финифти широко распространился по России. Активно создавались финифтевые изделия в Костроме, Угличе и Нижнем Новгороде. Но особо популярной финифть стала в Ростове Великом. В этом городе – главной в то время духовной столице – из финифти создавали как большие дорогие иконы, так и маленькие, которые любой желающий мог купить в лавке при храме. В Ростове работали целые цеха по изготовлению церковной утвари из финифти и вскоре они стали снабжать ею монастыри по всей стране. Так город прославился не только своими искусными иконописцами, но и мастерами финифти. Финифтью украшали здесь и предметы интерьера, быта, делали украшения. В то время особо популярны были подносы, столовые приборы, табакерки и трубки.


 Музей финифти

В XIX веке с финифтью работали более 50 мастеров. Из-под их пера выходили утончённые изделия, рассказывающие сюжеты из городской жизни, передающие прелесть местных пейзажей. Распространено было копирование картин Васнецова, Боттичелли и Рафаэля – по-новому звучавших на финифтевых миниатюрах. Во времена революции процветание промысла сменилось его упадком. Мастера не позволили полностью разрушить вековые традиции и, объединившись, в 1918 году создали артель. Впоследствии она переросла в фабрику «Ростовская финифть», функционирующую и поныне.

В наше время высокое искусство истинных мастеров финифти можно увидеть в Историческом музее, Русском музее, Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, в частных, не только в отечественных, но и зарубежных, коллекциях. В самом Ростове – в рамках музея-заповедника «Ростовский кремль» – представлен Музей финифти с шикарной экспозицией изделий XVIII-XX веков.

Музеи ЭТНОМИРа

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Музеи ЭТНОМИРа

Знакомьтесь с историей, искусствами, бытом, традициями и другими составляющими национальных культур разных народов мира – в уникальных музеях главного этнографического парка страны! Утюги и русская печь, жилища народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, Культурный центр Индии со священным баньяном и интерьеры эпохи СССР… Всё это и многое другое – в гостеприимных музеях ЭТНОМИРа!

Интересные постоянные экспозиции и познавательные выставки, невероятно насыщенные, информативные экскурсии, полная интерактивность и наглядность, многоаспектность и «нескучность» – вот главные отличительные черты музеев этнопарка.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен