Немое кино
За движением плоских изображений зачарованно смотрели ещё в древние времена – предпосылками к созданию кинематографа были отбрасываемые огнём тени на стенах. С появлением фотографии стала возможна и система воспроизведения движущихся кадров, которая, впрочем, долгое время проходила в тишине…
Кадр из фильма Чарли Чаплина «Новые времена». 1936
Первые кадры
Первая съёмка движущегося объекта состоялась в 1878 году – фотограф Эдвард Майбридж с помощью 24 камер снял коня Оцидента, причём лошадь сама включала устройства, задевая натянутые поперёк дороги нити во время бега. Сложив кадры вместе, Эдвард получил фильм – правда, очень короткий. Первый киноролик уже на негативной фотобумаге был выпущен изобретателем Луи Лепренсом в 1888 году – «Сцена в саду Роундхей» длилась не более 2 секунд. Дальнейшие шаги в этой сфере сделали знаменитые братья Огюст и Луи Люмьеры. Именно им обязан своим появлением на свет синематограф – изобретение, состоящее из камеры, проектора и печатающего устройства. «Выход рабочих с фабрики Люмьер» – премьера, состоявшаяся 28 февраля 1895 года, считается первым фильмом. Впрочем, братья использовали плёнку для фиксации событий, а вот француз Жорж Мельес делал кино в современном понимании этого слова. «Путешествие на Луну» (1902 год) – сюрреалистический отрывок с сюжетом и монтажом. «Большое ограбление поезда» (1903 год) Эдвина Портера уже рассказывал настоящую драматическую историю.
Становление искусства
Так, по мере своего развития, кино становилось настоящим искусством со своими особенностями и жанрами. Вестерны, драмы и детективы заменили собой документальную фиксацию событий, но наибольшего расцвета немое кино достигло благодаря комедии. Здесь нельзя не отметить гениального сэра Чарли Чаплина. Композитор, режиссёр, сценарист и актёр создал самый узнаваемый образ мирового кино – бродягу Чарли. 1920-е годы стали настоящим золотым веком для кинематографа. Боссы Голливуда уже предпочитали выпускать полнометражные картины, смекнув, что на этом можно сколотить состояние.
Абстрактные фильмы снимались в Европе – сложно было следить за ходом сюжета, поскольку на первый план ставились переживания главных героев. Яркие примеры – «Носферату» 1922 года, повествующий о несчастном кровососущем монстре, или откровенный авангард – «Андалузский пёс», снятый Луисом Бунюэлем и Сальвадором Дали в 1929 году.
Немое кино в России
Дореволюционная Россия, скорее, копировала опыт западных коллег, нежели создавала что-то своё. В 1896 году немое кино завезли французы, научив русских фотографов новому ремеслу. Те в свою очередь не спешили снимать игровое кино – только в 1908 году предприниматель Александр Дранков выпустил короткометражную душещипательную картину «Степан Разин». Владимир Гардин, Яков Протазанов, Евгений Бауэр буквально осветили своими серебристыми шедеврами 10-е годы XX века и зажгли суперзвёзд – Веру Холодную, Ивана Мозжухина, Владимира Максимова. После Октябрьского переворота на смену пришёл советский авангард, и революцию в кинематографе совершил Сергей Эйзенштейн. Явный политический подтекст его работ не мешал им быть популярными на Западе – в любой книге по истории мирового кино найдётся глава, посвящённая гениальному режиссёру и монтажёру.
Отсутствие звука вовсе не мешало талантливым актёрам и режиссёрам создавать картины, которыми мы засматриваемся до сих пор. Грусть, печаль, отчаяние, страсть – немое кино сродни балету, где действия показывают даже больше, чем слова. Более того, немое кино нельзя считать пережитком, музейным экспонатом, так, в 2011 году все возможные кинонаграды получила черно-белая лента «Артист», снятая в стилистике немого кино, с сюжетом как раз о звезде немого кино и переходном периоде в кинопроизводстве – миллионы зрителей остались в восторге от этой голливудской истории 1927 года.
Вечерний кинопоказ в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
В этнографическом парке-музее «ЭТНОМИР» по субботам в Доме США на Улице Мира проходят киносеансы, которые можно посетить в рамках программы дня, традиционно наполненной событиями. Тем приятнее после насыщенного дня погрузиться в мир киноисторий, рассказанных по-особенному, в непривычном современному зрителю формате.
Отдельно хочется отметить, что многие дети, посетившие наш кинопоказ, остались в восторге, ведь никогда прежде и не думали о том, что мимика и жесты могут так тонко отразить переживания человека.
Каждую субботу в 19:00 мы приглашаем всех на бесплатный кинопоказ: приходите, совершим вместе этот экскурс в историю кинематографа!
Статьи по теме