Африканские маски

Европейцы привыкли воспринимать маски как атрибут праздника – например, итальянцы и туристы любят превращаться в Арлекинов во время Венецианского карнавала. Но в странах второго по величине континента к этим предметам относятся не как к развлечению – до сих пор племена чтут африканские маски как важнейший религиозный атрибут, сохраняющий их культуру и идентичность.


Африканские маски

Возникновение масок и их применение

Находки археологов свидетельствуют, что ритуалы с масками в Африке совершались ещё в период палеолита. На росписях в пещерах присутствуют изображения охотников и воинов в соответствующей амуниции. В основном изготовлением масок занимались оседлые племена – охотники и воины часто кочевали, поэтому культ столь кропотливого ремесла у них не был распространён. Как правило, ритуальные предметы делали из дерева, иногда из слоновой кости. В отличие от европейских маскарадных традиций, африканские маски могли скрывать владельца до пояса, поэтому их оснащали мудрёной системой кожаных ремешков. Их окрашивали природными пигментами и коптили над костром для получения чёрного цвета. Для украшения использовали раковины каури, перья, зубы и когти животных.

Сакральный предмет

Африканские маски могут быть талисманами, оберегами, тотемами и амулетами. Ношение соответствующих масок выделяло вождей и лучших воинов, жрецы надевали их, чтобы умилостивить богов. Связанные с земледелием обряды совершались в подобном облике, похороны и ритуалы посвящения также проводились в обмундировании.

Коренные жители африканского континента верят в существование духов, которые довольно агрессивны к людям, однако в должной экипировке с ними можно договориться. Надевший маску человек становится будто равным в глазах существа, к которому он собирается обратиться.

Если с богами договаривались об урожае, то надевали маски с подчёркнуто толстыми надутыми щеками – намекали, что им бы тоже хотелось стать в следующем сезоне тучными. Перед охотой лица скрывали изображениями буйволов, антилоп, кабанов – в зависимости от желаемой добычи. Воин должен внушать противнику страх, так что и маски на нём были соответствующие. Словом, для любой затруднительной ситуации была своя экипировка. Однако само изображение не считается фетишем – маску ценят, пока она является вместилищем духа или божества. С отслужившими службу масками могут безжалостно распрощаться – или отправить на продажу для не смыслящих ничего в этих делах туристов.

Символизм масок

Европейцам может показаться, что некоторые резчики масок не обладают должными навыками: слишком грубыми и примитивными выглядят работы. Однако каждое движение резца и мельчайшая деталь имеют глубокое символическое значение – если маска внешне неказиста, значит, так и надо, таков сакральный смысл. Африканские жители лучше любого искусствоведа могут определить по виду маски регион, в котором её сделали, а то и с точностью назвать мастера. Например, члены племени моси делают маски в виде вертикальной пластины с резным орнаментом. Жители племён Мали ходят в пугающей экипировке, чтобы устрашать соседей. Маски догонов достигают в высоту до 6 метров – в них ещё и ритуальные танцы умудряются плясать. У йоруба крепят сложные конструкции с марионетками и дополняют деревянным торсом. В некоторых районах Ганы делают дорогостоящую экипировку из сплава меди и золота. Маски с закрытыми глазами используют в обрядах погребения – они символизируют покой умершего и продолжение его жизни в мире духов. Для беременных женщин делают защитные маски на всё тело – от дурного глаза.

Древние африканские традиции в современном мире теряются: голоса предков постепенно затихают, символизм и обряды становятся малопонятными. Африканские маски — всё больше экзотический бренд для туристов. Европейцы покупают их в качестве сувенира и украшают интерьеры в этническом стиле. Разумеется, в данном случае и речи не идёт о сакральном значении. Однако и по сей день на загадочном континенте существуют мастера по вырезанию масок, передающие своё искусство из поколения в поколение, они учат наполнять образы смыслами и уметь читать их.

Дом Африки на Улице Мира

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Дом Африки на Улице Мира

Улица Мира – это начало путешествия по ЭТНОМИРу! Оригинальные фасады всех домов Улицы Мира созданы с учётом архитектурных традиций той или иной страны. Фасадная часть, интерьер внутреннего пространства – цветовая гамма, мебель, предметы интерьера – всё помогает окунуться в атмосферу удивительной незнакомой культуры, понять и прочувствовать неповторимость каждой страны.

Здесь проводится множество интересных мастер-классов и экскурсий. Одна из них – обзорная экскурсия, с которой вы обязательно побываете в павильоне «Вокруг света. Азия, Африка, Латинская Америка, Австралия и Океания».

Экскурсовод проведёт вас по самым любопытным уголкам Улицы Мира и расскажет об особенностях культуры и быта каждой страны, о традициях и привычках их жителей.

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен