Тадж-Махал

«Слеза на щеке вечности», – так назвал поэт Рабиндранат Тагор настоящую жемчужину мусульманского искусства богатой архитектурными шедеврами Индии – дворец-мавзолей Тадж-Махал. Этот дворец с печальной историей считают самым величественным и монументальным памятником, возведённым во имя прекрасного чувства – любви.


Тадж-Махал

Тадж-Махал (от инд. «Корона дворца»), или Мумтаз-Махал («Украшение дворца») – это имя жены правителя Могольской империи, потомка знаменитого полководца Тамерлана, Шах-Джахана. Сам термин «моголы» появился в Индии для обозначения исповедующих мусульманскую веру. Город Агра – столица Могольской Империи, и именно там, на базаре, будущий владыка встретил простую девушку и влюбился в неё так сильно, что чуть было не забросил свой остальной гарем. С Мумтаз-Махал они были практически неразлучны в течение 17 лет, она даже сопровождала его во всех военных походах. Однако во время очередной войны в 1632 году любимая жена правителя покинула мир, не сумев разродиться 14 по счёту ребёнком. Безутешный Шах-Джахан перевёз драгоценное тело возлюбленной в Агру и отдал приказ построить усыпальницу – столь же прекрасную, как его дражайшая покойная супруга.

Мумтаз-МахалБолее 22 000 мастеров трудились над созданием этого комплекса. Вопреки обыкновению, строительные леса вокруг гробницы возводились из кирпича, и было их настолько много, что возникли опасения, как бы не ушли годы на то, чтобы разобрать их. Но Шах-Джахан был умён и находчив: по окончании строительства он позволил взять каждому столько кирпичей, сколько он сможет унести. Крестьяне не преминули воспользоваться щедрым подарком и буквально за ночь освободили пространство от остатков строительных материалов.

Реализация гигантского комплекса заняла практически 23 года. Стоимость его уже тогда была баснословной: белоснежный мрамор, кристаллы, яшма, драгоценные и полудрагоценные камни, бирюза, минералы поставлялись со всех уголков Азии. Поговаривают, что несчастные архитекторы были впоследствии убиты или ослеплены, дабы не сотворили больше ничего подобного. Впрочем, подобными легендами окружены многие шедевры зодчества.

После завершения строительства гробницы Джахан решил увековечить в истории и себя самого, приказав создать ещё одну такую же, только из чёрного мрамора. Для бедной страны это были непосильные расходы, поэтому сын сверг Шах-Джахана с престола и заточил в форте напротив. Так и провёл оставшуюся жизнь бывший владыка, ежедневно любуясь из окна на Тадж-Махал, последнее пристанище любимой. В итоге он был похоронен рядом с супругой, к которой стремился всеми фибрами души.

Сегодняшних путешественников на входе в Тадж-Махал встречают Большие ворота с начертанными словами из Корана: «O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!», – напоминание о том, что ничто не вечно.

Сам комплекс полностью симметричен: слева и справа от гробницы две одинаковые мечети из красного песчаника. Стены искусно отделаны сверкающими камнями, отражающими солнечный свет. Огромный мраморный бассейн отражает в своей зеркальной поверхности весь Тадж-Махал высотой 72 метра.


Большие ворота

Современный дворец является местом паломничества мусульман – они очень почитают прекрасную жену правителя империи Моголов. Тем не менее существуют отдельные мнения, что это памятник не любви, а гордыне – якобы после смерти жены Шах-Джахан повредился рассудком и провозгласил себя наместником Бога на Земле. Тадж-Махал – это своеобразный трон Аллаха, а его строительство – попытка сравнения в красоте творения. Как бы то ни было, этот потрясающий дворец-мавзолей заслуженно признан одним из Новейших Чудес Света в 2007 году, наряду с Колизеем, Великой Китайской стеной, Мачу-Пикчу, Статуей Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро, древним городом в Иордании Петрой и священным Чичен-Ица в Мексике.

Культурный центр Индии в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
Культурный центр Индии в ЭТНОМИРе

Культурный центр Индии призван показать величие индийской цивилизации, познакомить вас со старейшей культурой и ремеслами этой удивительной страны. В центре создана атмосфера, в которой каждый индиец почувствует себя дома, а иностранец – в стране безграничной мудрости, Индии.

В основе Культурного центра Индии лежит концепция художника Уджвалы Ниламани, выстроенная в соответствии с законами васту-шастра – древней наукой создания счастливого общества и гармонизации отношений в нём. Внутренняя композиция пятиэтажного здания представляет индийское восприятие мира, где доминирующим является божественное начало. Фасад, выполненный в могольском стиле, украшают массивные золочёные ворота, повторяющие архитектурные мотивы резиденции императора Акбара – города Фатихпур-Сикри.

В доме Индии представлено более 3 000 экспонатов, привезённых из разных штатов Индии. Вы увидите резные качели, прялки и ткацкие станки, деревянные маски театральных актёров, традиционных кукол-марионеток катхпутли, индийскую одежду – сари, дхоти, саронг – и многое другое.

Как и прочие музеи ЭТНОМИРа, Культурный центр Индии полностью интерактивен. Каждый день двери Культурного центра Индии открыты для вас на время экскурсий и мастер-классов по программе дня, ознакомиться с которой можно в нашем календаре событий!

ВКонтакт Facebook Одноклассники

Статьи по теме

Возврат к списку



Продолжая пользоваться сайтом, я даю согласие на использование файлов cookie.
Согласен