Уникальный бревенчатый дом Алтайского края
Алтайские горы прекрасны. Величие Алтая завораживает и умиротворяет. Воздух здесь самый вкусный на Земле, на склонах лугов и в долинах у подножия гор растут целебные травы и редкие цветы, а бирюзовые воды рек и озёр необыкновенно прозрачны и чисты. И живут здесь удивительные люди, не похожие ни на один народ мира.
По древней легенде одного из коренных народов Алтая, призвал Творец сокола, оленя и кедр, велел им пройти по всей Земле и сказал: «Там, где встретитесь, быть Золотому Краю». Посланники бога встретились в горной стране, которая с тех пор так и зовётся - Золотой Край. В переводе «Алтай».
По разным версиям, это название также означает «шесть лун», «кочевье в высоких горах» и просто «высокая гора». Алтай населяют этносы разных языковых и антропологических групп. Один из них - тубалары, или «туба», также называющие себя йыш кижи («лесные люди»).
Поселения этого малочисленного народа разбросаны по берегам реки Бия и Телецкого озера. На протяжении многих столетий тубалары сохраняют свою культуру и древние обычаи, ведь их маленькие сёла расположены в труднодоступных районах и почти не испытывают влияния внешнего мира.
Обычно в деревне туба не больше десяти домов, и живут в них не просто соседи, а члены одного сёока, то есть рода. Форма и вид традиционного жилища зависели от природных условий, оседлости и благосостояния семьи. Кто-то жил в войлочных юртах, кто-то - в «аланчиках», напоминающих чумы, кто-то - в бревенчатых многоугольных юртах. А у народности тубаларов традиционное жилище носило название «айлу» («чайлу»).
Айлу - это сооружение, построенное из брёвен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном внутрь. Сверху айлу покрывали корой. Внешне такое жилище напоминает деревянную юрту и, по сути, является модификацией войлочной юрты. Привычка кочевника-скотовода размещать домашние вещи в определённом порядке, по кругу вдоль стен, обусловила многоугольную форму тубаларского дома. Многоугольная юрта является переходной формой жилища от традиционной конической юрты к бревенчатой русской избе. По числу углов до сих пор можно судить о благосостоянии хозяев. У наиболее состоятельных семей имелись четырёх-, шести- и восьмиугольные юрты, срубленные из толстых брёвен, с земляным полом, покрытые берестой, корой или тёсом. Такие вариации юрт получили распространение во второй половине XIX века.
В центре айлу, как и в юрте, располагается открытый очаг, дым из которого выходит в отверстие крыши. Очаг алтайцы называют «от-эне», что в переводе означает «мать-огонь». На Алтае огонь является священным: в него нельзя бросать мусор или плевать. После каждой трапезы члены семьи должны сделать огню подношение, а хозяйка дома обязана следить за тем, чтобы очаг не потухал.
Кроме айлу, тубалары строили и другие жилища: зимний шалаш без крыши в виде усечённой пирамиды, летний шалаш с двускатной крышей, летний шалаш с четырёхскатной крышей, цилиндрический нерешётчатый шалаш, летний прямоугольный сруб с конической крышей или многоугольный сруб с конической крышей. Для защиты от дождя, ветра и снега крыши жилищ покрывали берестой или корой.
Где в айлу мужская и женская половины? Откуда у тубаларов железные предметы быта? Какие существа покровительствовали их занятиям согласно древним верованиям? Узнайте ещё больше о коренных жителях Алтая в рамках обзорной экскурсии по этнодворам «Музей русской печи», «Украина и Беларусь», «Север, Сибирь и Дальний Восток» или «Страны Южной Азии».
Совершите познавательное путешествие всей семьёй, приключения ждут вас в ЭТНОМИРе!