Считаем венцы и ступеньки крыльца!
Эта изба заметно отличается от других изб Музея русской печи. Она - очень высокая. На Урале зимой снега всегда было много, поэтому и окна, и крыльцо высоко подняты над землей.
Пол и крыльцо в уральской избе находятся на уровне седьмого венца - седьмого бревна над землей. Все, что ниже пола, на Руси называлось подизбица или подклет и использовалось как хозяйственное помещение. В высоком подклете зимой даже домашний скот держали, и тепло от животных дополнительно обогревало пол в избе.
В разных регионах России избы строили по-разному: где-то фасадом к дороге, где-то вдоль улицы; с высокой подизбицей или невысоко от земли. Но в любом случае строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. Важно было решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для семьи, но не менее важно - обустроить такое жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью и покоем.
Поэтому славяне из века в век придерживались традиций предков - при выборе места и времени для строительства, строительного материла, обязательно выполняли особые обряды - ведь сооружение дома воспринималось нашими предками как священнодействие, как акт, в определенной степени равный сотворению Мира, исполненный глубокого смысла. Человек строил свою Вселенную - маленькую, домашнюю, но вполне настоящую. Дом мыслился как Центр Мира, святилище Рода. Это подразумевало не только определенное отношение к делу, но и соблюдение немалого количества правил, магических действий, традиций.
Во-первых, в древности каждый человек строил жилье для себя и своей семьи сам с помощью друзей и родственников. «Чужие руки» - артели профессиональных строителей появились позже, а когда появились, то на них стали смотреть не только как на мастеров, но считали могучими колдунами, властными над жизнью и смертью людей, живущих в доме.
Во-вторых, при строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места: оно не только должно быть сухим, высоким, светлым, но и неопасным. Неудачными для строительства было место, где прежде хоронили людей, где раньше стояла баня или проходила дорога. В мифологии славян дорогам приписывается отрицательный смысл - дорога может увести за границу племенной территории, на тот свет, в царство неведомых сил.
«Добрость» места проверялась разными способами. Один из них связан с хлебом. Сажая хлеба в печь, загадывали один из них на будущий дом. Если хлеб выходил высокий и пышный, значит дом благословлен, если хлеб разваливался или плохо поднялся - затея грозила бедой.
В третьих, особые требования предъявлялись к строительному материалу. Русские предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили. Но далеко не каждое дерево в лесу годилось для постройки. Так, для сруба нельзя было брать «священные» деревья - они могут принести в дом смерть. Запрет распространялся на все старые деревья: по поверью, они должны умереть в лесу своей смертью. Нельзя было использовать сухие деревья, считавшиеся мертвыми, - от них у домашних будет «сухотка». Большое несчастье случится, если в сруб попадет «буйное» дерево, то есть дерево, выросшее на перекрестке дорог или на месте бывших лесных дорог. Такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев дома. Деревья с аномалиями развития (сильно искривленные, например) - «не такие как все», - тоже опасны: неизвестно, какая сила может в них затаиться
И, наконец, возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Начало строительства отмечалось обрядом жертвоприношения курицы, барана. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.
Археологами раскопана и подробно исследована не одна тысяча славянских жилищ: в основании некоторых из них найдены черепа коней и быков. Особенно часто находят конские черепа. Так что «коньки» на крышах русских изб отнюдь не «для красоты». В старину к задней части конька прикрепляли еще и хвост из мочала, после чего изба уже совершенно уподоблялась коню. Собственно дом представлялся «телом», четыре угла - четырьмя «ногами». Ученые пишут, что вместо деревянного «конька» некогда укрепляли настоящий лошадиный череп. Другим излюбленным жертвенным животным при закладке дома был петух (курица). Достаточно вспомнить «петушков» как украшение крыш, а также повсеместно распространенное убеждение, что нечисть должна исчезнуть при крике петуха.
Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда и входил выпуклый бок другого. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне и следили, чтобы бревна оказывались кверху той стороной, которая у живого дерева смотрела на север. С этой стороны годовые слои плотнее и мельче. А пазы между бревнами конопатили болотным мхом, имеющим, между прочим, свойство убивать бактерии, и нередко промазывали глиной. А вот обычай обшивать сруб тесом для России исторически сравнительно нов. Впервые он запечатлен на миниатюрах рукописи XVI века.
Пол в избе порою делался земляным, но чаще - деревянным, приподнятым над землей на балках-лагах, врубленных в нижний венец. В этом случае в полу устраивали лаз в неглубокий погреб-подполье.
К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Иногда, впрочем, сени значительно расширяли и устраивали в них хлев для скота. Использовали сени и по-другому. В обширных, опрятных сенях держали имущество, мастерили что-нибудь в непогоду, а летом могли, например, уложить там спать гостей. Такое жилище археологи называют «двухкамерными», имея в виду, что в нем два помещения.
Согласно письменным источникам, начиная с X века распространились неотапливаемые пристройки к избам - клети. Сообщались они опять-таки через сени. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным «холодильником».
Обыкновенная крыша русских домов была деревянная, тесовая, гонтовая или из драни. В XVI и XVII веках было в обычае покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в предохранение от пожара.
Оконное стекло появилось на Руси в X-XI веках, но даже и позже было очень дорого и использовалось большей частью в княжеских дворцах и церквах. В простых избах устраивали так называемые волоковые (от «волочить» в смысле раздвигать-задвигать) окошечки для пропуска дыма. Два смежных бревна прорубались до середины, а в отверстие вставлялись прямоугольная рама с деревянной задвижкой, ходившей горизонтально. В такое окошечко можно было выглянуть - но и только. Их так и называли - «просветцами»... По надобности на них натягивали кожу; вообще эти отверстия в избах бедных были малы, для сохранения теплоты, и когда их закрывали, то в избе среди дня было почти темно. В зажиточных домах окна делались большие и малые; первые назывались красными, последние были по фигуре своей продолговатые и узкие.