Летний дом коренных жителей Дальнего Востока
Современные жители больших и малых городов Центральной России очень мало знают о том, как живут народы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока. ЭТНОМИР рад предоставить гостям возможность увидеть настоящие жилища хозяев этих регионов - увлекательный архитектурный рассказ о культуре народов, населявших их с незапамятных времён.
Один из таких народов - удэгейцы, или удихэ. Численность этого этноса тунгусо-манчжурской языковой группы не превышает 2 тысяч, живут они на востоке нашей страны - в Хабаровском и Приморском крае. Все удихэ прекрасно говорят на русском языке, но и традиции предков берегут, передавая мудрость и накопленный опыт из поколения в поколение. У удэгейского языка пока нет письменности, но учёные трудятся над её созданием, чтобы записывать легенды и сказки, мифы и предания на языке народа, их придумавшего.
Традиционно удэгейцы занимались охотой, рыболовством и собиранием плодов, ягод и трав. Так, например, они добывали женьшеневые коренья и продавали торговцам из Китая. Этим промыслом занимались преимущественно женщины. У удэгейцев существовало три типа поселений: постоянные (зимние), сезонные и временные. В ЭТНОМИРе вы увидите сезонную постройку - настоящий удэгейский туэдзи.
Словом «туэдзи» или «джугди» удэгейцы называли любую жилую постройку, кроме промысловой. Эти сооружения бывают наземными, полуподземными и свайными, а по конструкции - каркасными и срубными.
На территории ЭТНОМИРа построена полуземлянка, по форме напоминающая двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Такие двускатные шалаши являются наиболее распространенными летними жилищами удэгейцев, а также орочей и нанайцев. Сверху жилище покрывается берестой или корой кедра, а боковые стороны засыпаются землей.
Внутри шалаш делится на три части: женскую половину «хутималу», мужскую половину «малу» и центральную зону, где располагается очаг. Над ним удэгейцы устанавливали помост из тонких жердей для сушки и копчения рыбы и мяса, а также подвешивали котел для приготовления пищи. Мужская сторона находилась напротив входа в жилище за очагом, а женская - около стены направо и налево от входа. Здесь хранились посуда, одежда, швейные принадлежности и другая домашняя утварь. А по бокам жилища устраивали нары «кана» - для отдыха и раздумий.